В России создали тяжелый летающий дрон-грузовик

Интерес к разработке проявляют Минобороны и производитель «Фрутоняни»
Уменьшенный прототип летающего автомобиля/ «Аэрокосмическая экосистема»

Российские инженеры создали воздушный беспилотный грузовик «Аладдин» для перевозки людей и грузов, об этом «Ведомостям» рассказал представитель АНО «Платформа НТИ» и подтвердил генконструктор проекта, директор компании «Аэрокосмическая экосистема» и заведующий лабораторией аэрокосмических систем МГУ Алексей Алтухов. «Аладдин» способен переносить до 250 кг полезной нагрузки на расстояние до 150 км, уточнил генконструктор.

Разработка проекта пока велась в основном за счет личных средств Алтухова, сообщил он «Ведомостям». По его словам, на данный момент в него инвестировано порядка 22 млн руб. Соинвесторами были также компания «НВ-АСУпроект» и топ-менеджер Совкомфлота Александр Кашкин.

«Сейчас мы ищем инвесторов для следующего раунда финансирования, – добавил конструктор. – На этап активного тестирования полетов требуется порядка 50 млн руб. А для серийного производства нужно несколько сотен миллионов рублей». Речь, по его словам, идет о тестировании пяти прототипов, которые компания разрабатывает в военном и гражданском направлениях.

По словам Алтухова, «Аладдин» может использоваться для транспортировки как грузов, так и личного состава, эвакуации раненых, поиска мин, прикрытия с воздуха, атаки вражеских дронов. «Почте России» он позволит доставлять посылки дешево и быстро в труднодоступные районы и регионы», – добавил он. Интерес к разработке проявляют Минобороны, «Почта России», «Сбер» и производитель детского питания «Фрутоняня», заверил Алтухов.

Представитель «Почты России» подтвердил, что в госкомпании знают о разработке «Аладдина». Развитие беспилотных технологий – один из способов ускориться в логистике, для этого «Почта России» развивает проект-маяк «Беспилотная аэродоставка грузов», сказал собеседник. До конца 2024 г. компания планирует запустить беспилотную доставку по нескольким десяткам маршрутов в Чукотском, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, а также на Камчатке. «По этому проекту «Почта России» ведет диалог с большинством крупнейших отечественных производителей беспилотников как вертолетного, так и мультироторного типа. Насколько мы знаем, сейчас «Аладдин» находится на стадии R&D. Когда появятся готовые аппараты, сможем рассмотреть возможность их применения для решения наших логистических задач», – сообщил представитель «Почты России».

Представитель «Сбера» не смог подтвердить факт переговоров. Представители Минобороны, «Совкомфлота» и АО «Прогресс» (производитель «Фрутоняни») не ответили на запросы «Ведомостей».

По словам Алтухова, преимущество «Аладдина» в том, что он использует как бензиновый двигатель, так и электромотор (бензиновый двигатель запускает генератор, который питает электродвигатель). На ресурсах электромотора аппарат может пролететь до 30 км, а с использованием бензинового двигателя – более 100 км, уточнил он. «Поскольку Россия сейчас под санкциями, доступа к иностранным двигателям, к примеру австрийским Rotax или американским Lycoming, нет. Поэтому мы взяли двигатель с Lada Priora», – рассказал Алтухов. Разработчикам «Аладдина» потребовалось его модернизировать: с помощью турбин его мощность была увеличена с порядка 100 л. с. до 260 л. с., уточнил он.

Двигатели, которые проектировались для Lada, еще не использовались для крупных беспилотников, которые могли бы перевозить грузы массой до 250 кг, обращает внимание директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Основные риски в данном случае касаются не безопасности, а экономической стороны вопроса», – отмечает эксперт, связывая это с тем, что сам по себе российский рынок коммерческих перевозок дронами пока не сформирован. Основное значение в экономической эффективности будет иметь стоимость доставки, добавляет эксперт. По его оценке, стоимость 35 руб. за доставку 1 кг на 1 км, которую обещают разработчики «Аладдина», звучит привлекательно.

«Переделанные из автомобильных двигатели в сегменте авиации общего назначения уже давно стали распространенным, не вызывающим отторжения явлением», – отметил Пантелеев. Попытки подобных разработок предпринимались и в России и использовались для этого как раз двигатели, разработанные на «АвтоВАЗе», добавил он.

Попытки делать гражданские грузовые дроны были во многих странах, но сейчас их использование незаконно во всем мире, говорит основатель и генеральный директор стартапа Hover (занимается разработкой БПЛА) Александр Атаманов. Это связано с тем, что тяжелый беспилотник может принести большой вред при потере управления или перехвате контроля за ним, добавляет он. В рамках экспериментально-правовых режимов разрешается использование легких беспилотников массой до 30 кг, напоминает эксперт.

В России сейчас действует система проектов-маяков и регуляторных песочниц для отработки правовых механизмов в отношении БПЛА, но пока их использование не разрешено, подтверждает заместитель руководителя рабочей группы НТИ «Аэронет» Павел Булат. «Аэронет» разработал требования к беспилотникам грузоподъемностью до 200 кг и до 500 кг, уточнил он. Решение задачи по созданию таких аппаратов потребует инвестиций в миллиарды рублей, добавил Булат.

Есть тяжелые военные беспилотники – турецкий Bayraktar, российские «Орион» и «Охотник», но они не используются для гражданских целей, говорит Атаманов. У Hover есть воздушное судно с грузоподъемностью до 300 кг: аэротакси, которое может использоваться для медицинских целей. В нем есть место для врача и сумки с медикаментами. По словам Атаманова, устройство было представлено в 2021 г. и сейчас проходит сертификацию. При этом если внутри сидит пассажир, то по закону аппарат уже не классифицируется как беспилотник, даже если он не управляется человеком, утверждает разработчик.