Новым президентом «АвтоВАЗа» назначен Николя Мор

Ему предстоит увеличить рыночную долю и локализацию автомобилей Lada
Сейчас 55-летний Мор является гендиректором Renault в Румынии, занимает должность президента – гендиректора Automobile Dacia SA/ Automobile Dacia

Президентом «АвтоВАЗа» назначен Николя Мор, объявили во вторник основные акционеры «АвтоВАЗа» – альянс Renault-Nissan (контролирует «АвтоВАЗ») и госкорпорация «Ростех» (у нее блокпакет предприятия). Решение вступит в силу 4 апреля – в этот день свои полномочия сложит нынешний руководитель компании Бу Андерссон. Сейчас 55-летний Мор является гендиректором Renault в Румынии, занимает должность президента – гендиректора Automobile Dacia SA.

«АвтоВАЗ» модернизировал свой модельный ряд и производственные процессы, а также существенно улучшил качество продукции, – приводятся в сообщении «АвтоВАЗа» слова президента альянса Renault-Nissan Карлоса Гона. – С приходом Николя Мора мы планируем и дальше следовать выбранной стратегии, невзирая на вызовы, которые перед нами стоят сейчас. И мы продолжаем отстаивать наши взгляды на будущее российского рынка и «АвтоВАЗа», как лидирующего игрока российской автомобильной промышленности, в долгосрочной перспективе».

Мору нужно будет «создать высококонкурентный продукт, увеличить долю рынка, а также обеспечить эффективный процесс загрузки российских производств компонентной базы», приводятся в сообщении «Ростеха» слова его гендиректора Сергея Чемезова.

Автомобили на экспорт

Экспорт Lada в 2016 г. планируется увеличить в 1,7 раза до 50 000 автомобилей – прежде всего за счет стран Восточной Европы, Египта, Ирана, приводит ТАСС слова директора завода «Lada Ижевск» Михаила Рябова (входит в группу «АвтоВАЗ»). Текущие планы могут быть скорректированы после прихода на «АвтоВАЗ» Николя Мора, заметил человек, близкий к альянсу Renault-Nissan.

В первую очередь Мор должен будет провести анализ существующей ситуации и предложить план действий, сообщил «Ведомостям» представитель альянса Renault-Nissan. «Конечно, его задачей в том числе будет расширить панель российских поставщиков», – добавляет он.

Именно увлечение Андерссона иностранными комплектующими в условиях масштабной девальвации рубля стало одной из главных причин роста убытка «АвтоВАЗа», говорил представитель «Ростеха». В итоге, к примеру, себестоимость ряда новинок Lada превысила их продажную цену, добавлял он.

Задачи, стоящие перед новым президентом «АвтоВАЗа», в целом не отличаются от тех, что озвучивались при назначении Андерссона осенью 2013 г., комментирует человек, близкий к «АвтоВАЗу». В частности, Андерссону нужно было наладить выпуск новинок, увеличить долю Lada в России до 20%, вывести компанию на безубыточный уровень. Но по итогам 2015 г. компания увеличила чистый убыток втрое почти до 74 млрд руб., а доля на местном рынке легковых и легких коммерческих автомобилей хоть и выросла на 3 п. п., но составила только 16% (по данным АЕБ). Из-за падения рынка на 36% завод загружен только на треть.

Помимо прочего Мору предстоит понять, нужна ли «АвтоВАЗу» дальнейшая оптимизация численности, говорит человек, близкий к акционерам. В 2014 г. штат «АвтоВАЗа» сократился на 20%, в 2015 г. – еще на 15% до 44 000 человек. В этом году вместо сокращений с февраля на полгода введен режим неполного времени: завод работает четыре дня в неделю, что позволяет снизить расходы на зарплату на 20%.

«С учетом текущей ситуации в компании на рынке ожидания акционеров в отношении Мора не будут такими высокими, как в случае с Андерссоном. К примеру, от него вряд ли будут требовать быстрого выхода в прибыль», – считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.