Статья опубликована в № 4594 от 25.06.2018 под заголовком: Дивья Сурьядевара: Автопроизводители готовятся к разрушению привычного образа жизни

Как General Motors укрепляет топ-менеджмент женщинами

С 1 сентября финансовым директором General Motors станет Дивья Сурьядевара
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Четыре года назад гендиректором автопроизводителя с мировым именем впервые стала женщина – General Motors (GM) назначила на этот пост Мэри Барру. В этом году впервые за 110-летнюю историю автоконцерна женщине достанется пост финансового директора. О назначении Дивьи Сурьядевары GM объявила в середине июня.

Компаний с женщиной во главе в списке Fortune 500 всего 24, подсчитала Automotive News. А женский дуэт на постах финансового и генерального директора пока только один: Патриция Литтл и Мишель Бак из Hershey’s. Эта компания занимает 379-ю строчку в рейтинге, а GM – 10-ю.

Две судьбы

Общего в жизненном пути Барры и Сурьядевары крайне мало. Разве что обе были отличницами, а их матери имели отношение к финансам: мама Барры была бухгалтером, Сурьядевары – работала в банке.

Барра родилась 57 лет назад в США. Ее отец работал в GM слесарем-инструментальщиком и с детства заразил дочь тягой к автомобилям. Барра поступила в технологический колледж при GM и в 18 лет впервые пришла в автомобилестроение практикантом. Карьеру она строила на инженерных должностях, потом занялась управленческими вопросами.

Сурьядеваре 39 лет, она родилась в городе Мадрасе (сейчас Ченнаи) на юге Индии и там же выросла. «Отец ушел, когда я была еще маленькой, остались только мама, сестры и я, – рассказывала она журналу Real Simple. – Маме приходилось растить троих детей, полагаясь только на себя, что трудновато в любой части света, не говоря уж об Индии. Она следила, чтобы в нашем образовании не было провалов, и стремилась доказать, что у нас могут быть такие же ресурсы, как у семей с обоими родителями. Ее высокие ожидания заставляли нас прикладывать больше сил. Мы прочувствовали, что ничего не дается легко и надо трудиться изо всех сил, чтобы добиться желаемого».

Соседи говорят, что девочки действительно не жалели усилий. «Дивья всегда была дисциплинированной и сосредоточенной. Мы все проводили свободное время вместе <...> Она сначала делала уроки и только потом позволяла себе развлечься», – вспоминал ее школьный учитель Сабха Сринивасан в разговоре с агентством Indo-Asian News Service. Соседка Виджи Кумар рассказала The New Indian Express, что узнала о назначении Сурьядевары до того, как об этом сообщили в новостях: мама обзвонила всех знакомых с новостью о карьерном взлете младшей дочери. «Это был знаменательный момент для всех нас. Но мы не удивились, – говорит Кумар. – Мы всегда знали, что она достигнет больших карьерных высот». Сестры Дивьи тоже смогли переехать за границу, но постоянно прилетают навестить маму.

Америка в долг

После школы Сурьядевара поступила в Ethiraj College for Women (аффилирован с Университетом Мадраса), где получила дипломы бакалавра и магистра в области коммерции. «Я хотела получить диплом МВА лучшей бизнес-программы и переехала [в США], когда мне было 22 года, чтобы пойти в Гарвард, – рассказывала она Real Simple. – Я оказалась очень далеко от дома и была ошеломлена, конечно, это был культурный шок. В те времена бизнес-школа Гарварда принимала только людей с определенным опытом работы. Я подрабатывала, учась в колледже. Но по большому счету пришла прямо со студенческой скамьи».

Мама Дивьи получала не самую маленькую зарплату в местном отделении Syndicate Bank, но средств на поездку за океан не хватало. «У меня было не так много денег, когда я приехала сюда. Друзья разъезжали по организуемым бизнес-школой экскурсиям, но это было не для меня. Я все время жила в долг, – вспоминала Сурьядевара на страницах Real Simple. – Все оплачивалось из студенческого займа, который нужно было возвращать. В таких условиях на тебя несколько давит необходимость найти работу».

Сурьядевара признавалась, что понятия не имела, кем хочет стать: «Единственное, что я знала, – что люблю вызовы и трудности». Подвернулась вакансия в банке UBS, и она пошла туда. Через год с небольшим, в 2005 г., 25-летнюю Сурьядевару позвали в GM старшим аналитиком.

Шагая по карьерной лестнице, Сурьядевара в 2014 г. стала гендиректором подразделения автоконцерна – GM Asset Management, где отвечала за инвестирование пенсионных денег работников автохолдинга. С 2015 г. она совмещала эту должность с постом казначея GM. А с 2017 г. до нынешнего времени работает вице-президентом по корпоративным финансам.

Барра приняла вызов

Десятки лет GM была известна как крайне забюрократизированная компания, где люди вели себя по принципу «это не моя проблема», рассказывает Fortune. Барра возглавила компанию в январе 2014 г., практически на пике скандала, разгоревшегося вокруг GM. Выяснилось, что из-за дефекта замка зажигания ключ в нем мог на ходу повернуться, заглушив мотор. Одновременно деактивировались подушки безо­пасности и заклинивался руль. Причиной могла стать и тряска на неровной дороге, и тяжелый брелок. Журналисты Reuters запросили статистику ДТП и сравнили количество жертв при похожих авариях машин GM и автомобилей сходного класса. На основании статистики они заговорили о десятках возможных жертв. Их можно было бы избежать, если бы не корпоративная культура: о проблеме знали еще до начала продаж автомобилей.

Барра воспользовалась этим случаем, чтобы изменить культуру компании, пишет Fortune. В частности, послала 70 топ-менеджеров на двухлетнее обучение по программе Transformational Leaders. Регулярно встречалась с менеджерами компании, чтобы обсудить в группах из 15–20 человек изменения в корпоративной культуре. Только с апреля по июль 2016 г. на таких встречах побывало 270 человек.

Сурьядевара принимала участие во многих важных переменах в GM, затеянных Баррой. С 2015 г. GM принялась сворачивать производство на многих нерентабельных для себя рынках, включая Европу, Австралию, ЮАР и Россию. В пресс-релизе компании говорится и о важной роли Сурьядевары в этих сделках, в том числе продаже немецкого Opel и британской Vauxhall группе PSA в прошлом году за 2,2 млрд евро. Барра долго сомневалась, что делать с заводами в Южной Корее, надеясь добиться уступок от профсоюзов. Но в мае этого года решилась на ликвидацию производства как минимум в Гансане: в Южной Корее, по мнению GM, слишком высокие зарплаты и требовательные работники.

Благодаря усилиям Барры компания, которую некогда пришлось спасать государственными деньгами, вернулась к прибыльности. Убыток 2017 г. объясняется налоговыми списаниями из-за продажи Opel/Vauxhall и реформ Трампа.

Слишком много пенсионеров

«Я склонна к микроменеджменту. По мере того как на меня ложится все больше и больше ответственности, встает вопрос выбора, где я хочу сама решать проблему», – говорила Сурьядевара Real Simple. В 2012 г. она вошла в состав немногочисленной команды, которой удалось снизить пенсионные обязательства GM на $26 млрд. Это был один из этапов расчистки баланса GM. Часть американских работников согласились на единовременную выплату пенсионных денег, программы остальных передали финансовой компании Prudential Financial. Журнал CFO оценивал общие пенсионные обязательства GM по всему миру в $130 млрд и называл всю сделку одной из крупнейших в истории. Ранее похожую программу запустила Ford Motor. Но Сурьядевара уверяла Automotive News в 2016 г.: «Никогда не было подобного масштаба. У нас не было готового сценария, как структурировать и проводить такие сделки». Сурьядевара помогла добиться повышения рейтинга у всех трех агентств, курировала выпуск облигаций на $2 млрд, которые пошли на выплату пенсионных обязательств и увеличение револьверного кредита до $14,5 млрд в 2016 г., пишет Indo-Asian News Service.

Женщины в деле

Если в Fortune 500 всего две компании, где посты финансового и генерального директоров занимают женщины, то за пределами первой полутысячи их больше. Например, Williams Sonoma (508-е место), Commercial Metals (525-е), American Water Works (690-е), Cracker Barrel Old Country Store (742-е) и Penn Mutual Life Insurance (761-е). Доля женщин топ-менеджеров в Fortune 500 в этом году упала с 25 до 24%, резюмирует CNBC. Зато доля представительниц прекрасного пола на посту финансового директора неуклонно растет, подсчитал сам Fortune. Сейчас в Fortune 500 их 64, т. е. 12,8%. В 2016 г. их было 12,5%, а еще 10 лет назад – 6,8%. Для сравнения: в мае этого года почти 5% гендиректоров компаний Fortune 500 были женщины, в 2016 г. их было 4,2%, а в 2006 г. – 2%.

Сурьядевара курировала поглощение стартапа автопилотов для машин Cruise Automation в 2016 г., утверждает компания в пресс-релизе. Сумма сделки не раскрывается. Она же договаривалась об инвестициях SoftBank в этот проект на $2,25 млрд, о которых было объявлено в прошлом месяце. Сурьядевара занималась и инвестированием $500 млн в конкурента Uber, компанию Lyft, в 2016 г. А в следующем году курировала покупку Strobe, стартапа по изготовлению лидаров (лазерные системы для ориентации автономных автомобилей).

Будущее за электричеством

Сурьядевара в прошлом году уверяла журнал Crain’s Detroit Business, что у GM отличные позиции и она без страха смотрит в будущее: «Есть некоторая неопределенность насчет того, что будет [с самоуправляющимися машинами, электромобилями и совместным использованием транспортных средств], но мы думаем, все будет отлично. Автопроизводители готовятся к разрушению привычного образа жизни, мы не хотим стать одними из них. Мы хотим сами быть разрушителями, но с крепким балансом».

Похоже, Барра корректирует стратегию разрушителей на ходу. 12 июня этого года она объявила, что GM разочаровалась в Lyft и не будет работать над новыми проектами, пишет сайт Clickondetroit. За неделю до этого стало известно, что президент GM Дэн Амман выходит из совета директоров Lyft.

Правда, у GM есть свой проект по каршерингу, запущенный в 2016 г. Maven. В ноябре 2017 г. Барра объявила, что к 2019 г. компания запустит сервис с самоуправляемыми автомобилями, у которых в салоне не будет средств для ручного управления, писал Fortune.

Ресурсы, сэкономленные благодаря прекращению сотрудничества с Lyft, компания сосредоточит на развитии электромобилей. «Мы уверены, что все автономные машины должны быть электрическими, – говорила Барра сайту Autoblog. – Не только потому, что это правильно с точки зрения экологии, но также и с точки зрения технологии». Она пояснила, что совмещать электродвигатель с автопилотом проще, чем две разные системы: двигатель внутреннего сгорания и автопилот.

Жизнь в пути

«Я живу в Нью-Йорке, а моя команда вся в Детройте. Мой муж и [10-летняя] дочь тоже в Нью-Йорке. По выходным я тут. А так неделя на неделю не приходится – все зависит от того, что намечено на это время. Я провожу немало времени в пути туда-обратно, – рассказывала Сурьядевара два года назад Real Simple. – Это учит быть более эффективной. Когда я в Детройте, то планирую больше встреч и уделяю работе столько внимания, чтобы было проще проводить время с семьей, когда я в Нью-Йорке. Я работаю во время поездок. Я получаю сотни электронных писем каждый день и разбираю их и в самолете». The New Indian Express пишет, что сейчас семья все-таки переехала в Детройт.

General Motors Company

Автомобильный концерн
Крупнейшие акционеры (данные компании на 1 апреля 2018 г.): UAW Retiree Medical Benefits Trust (7,1%), The Vanguard Group (6,2%), BlackRock (5,5%).
Капитализация – $58,1 млрд.
Финансовые показатели (2017 г.):
выручка – $145,6 млрд, чистый убыток – $3,9 млрд. Продажи автомобилей (2017 г.) – 9,6 млн шт. (10,2% мирового авторынка).
Производит автомобили под брендами Chevrolet, Cadillac, Buick, GMC и др.

Сурьядевара занимается боксом, чтобы... «привести в порядок голову», у этого спорта, по ее ощущениям, «очень терапевтический эффект» (здесь и далее цитаты по Real Simple). А максимум свободного времени посвящает дочери: «Люблю возить ее в школу и болтать. Для меня это важно <...> А вот на готовку еды у меня времени нет. Я признаю это и даже не беспокоюсь». 12-летняя дочь очень интересуется работой мамы. «Она порой гуглит и говорит: «Мам, я нашла про тебя эти ссылки». На вопрос, чем бы она хотела заняться в будущем, отвечает: «Тем же, что и мама».

Грядка для гендиректора

Барра после назначения гендиректором поставила женщин на некоторые ключевые посты, пишет Automotive News. Так, два года назад Алисию Боулер Дейвис она сделала исполнительным вице-президентом по глобальному производству, а в марте этого года Ким Брыч – старшим вице-президентом по человеческим ресурсам. Они втроем были единственными женщинами среди 17 топ-менеджеров. После назначения Сурьядевары GM станет ближе к среднему гендерному показателю S&P 500 – 27% женщин среди высшего руководства, пишет фонд Catalyst. А вот совет директоров GM по показателям диверсифицированности входит в число немногих представителей S&P 500, где женщины занимают около половины кресел.

«Дивья очень умный, усердный человек. Она разбирается во всем, о чем говорит, – рассказывал Automotive News аналитик Bank of America Merrill Lynch Джон Мерфи. – Возможно, ее не особо хорошо знают инвесторы, что чревато появлением сомнений с их стороны; ей придется стать немного более открытой на новом месте».

Иметь преданного сторонника на посту финансового директора крайне важно для Барры. Как говорил Automotive News независимый советник по корпоративному управлению Джоэл Кобленц, в наше время без поддержки финансиста гендиректору не то что не преуспеть, но даже не объясниться с акционерами. Особенно Барре, которая во главу угла ставит максимизацию возврата на инвестированный капитал, пишет Business Insider. Более того, предполагает Кобленц, «часто советы директоров используют пост финдиректора как инструмент для взращивания гендиректора».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more