Российские авиакомпании продолжают платить за предновогодний коллапс

2500 ваучеров и 7 млн руб. выдали своим пассажирам крупнейшие авиаперевозчики за предновогодние задержки рейсов

С середины января «Аэрофлот» и «Трансаэро» взялись компенсировать траты пассажиров, пострадавших от предновогоднего авиаколлапса. На двух крупнейших авиаперевозчиков страны пришлось более 90% претензий, указывал ранее адвокат Московской коллеги адвокатов Сергей Жорин. Жалобы поступали также на «Сибирь» и «Уральские авиалинии», говорил руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко.

«Аэрофлот» начал акцию репутационной поддержки, предложив в качестве компенсации морального ущерба ваучер, который можно обменять на билет в один конец или услуги перевозчика (распространяется на пассажиров почти 200 рейсов, задержанных с 25 по 29 декабря); позднее компания сообщила и о готовности платить – по заявкам – денежные компенсации.

Выдано 2500 ваучеров, отчитался вчера «Ведомостям» представитель «Аэрофлота», всего планируется раздать 20 000 (ранее говорилось о 24 000), акция рассчитана до конца февраля, но, возможно, будет продлена. Также удовлетворено шесть заявок на денежную компенсацию, добавляет он: суммы – около 2000 руб. на человека. На рассмотрении еще 2000 заявок с просьбой о компенсации.

У «Трансаэро» компенсации внушительнее. Она платит за час задержки 50 руб. – вдвое больше, чем требует закон, а также возмещает материальный (питание, проживание) и моральный ущерб.

На 7 февраля перевозчик одобрил более 500 заявлений на 6,75 млн руб., сообщил «Ведомостям» представитель «Трансаэро», или в среднем 13 500 руб. на человека. Если с компенсацией материального ущерба все понятно – траты должны быть подтверждены чеками, – то возможность компенсации морального рассматривается индивидуально «в каждом конкретном случае». Компания с самого начала заявляла, что в «Домодедово» с 26 по 28 декабря по ее вине «ни одной задержки допущено не было». Просто перевозчик добровольно решил платить компенсации.

Все иски к «Трансаэро» отозваны, сообщил адвокат Московской коллеги адвокатов Александр Солкин, который вместе с коллегами собирает иски пострадавших пассажиров к авиакомпаниям. По его словам, больше всего претензий к «Аэрофлоту».

Еще более 900 пассажиров, рассказал организатор группы, юрист Сергей Литвинцев, также застрявший в «Шереметьево», направили в «Аэрофлот» заявления с претензиями (отсутствие информирования и непредоставление обязательных услуг) и требованием денежной компенсации, в основном морального ущерба, в 4000 руб. за час ожидания (см. врез). «Аэрофлот» писем не получил, сообщил его представитель, назвав суммы претензий нереальными.

Сумма незначительная для «Аэрофлота» (примерно 0,5% от EBITDA), указывает аналитик «ВТБ капитала» Георгий Тараканов, но, выплатив ее, компания создает опасный для себя прецедент. «Аэрофлот» дождется суда, полагает партнер «Юста» Артур Рохлин: «Компенсация морального вреда – одна из мутных тем нашей судебной практики: нет четких критериев определения моральной компенсации, а ее суммы, как правило, смехотворные».