Импортеров легких коммерческих автомобилей проверят на демпинг

Минпромторг начал первое антидемпинговое расследование на автомобильном рынке. «Соллерс» пожаловался чиновникам на импортируемые из Европы легкие коммерческие автомобили

Уведомление о проведении расследования появилось вчера на сайте Минпромторга. Расследование проводится по поводу импорта из Германии, Италии, Польши и Турции легких коммерческих автомобилей (LCV) массой 2,8–3,5 т, оснащенных дизельным двигателем объемом не более 3 л, в кузовах грузовой и грузопассажирский фургон. По утверждениям «Соллерса», на которые ссылается министерство, автомобили поставлялись в Россию по ценам значительно ниже тех, по которым автомобили продавались в странах происхождения (самая большая разница – по итальянским автомобилям, их экспортная цена ниже внутренней в 2,32 раза). При этом, хотя в 2009 г. объем импорта LCV в этом классе в 2009 г. сократился, в 2010 г. он вырос в 4,2 раза до 6810 штук, а в первом полугодии 2011 г. по сравнению с тем же периодом прошлого года увеличился еще в 2 раза до 6000 штук, и на долю импорта из этих четырех стран пришлось 94,2%. При этом отрасли (а по сути, «Соллерсу», на который приходится более 95% произведенных в Таможенном союзе LCV этого класса) был причинен материальный ущерб: его рыночная доля и рентабельность снижались, а товарные запасы росли, пожаловался автопроизводитель.

Представители «Соллерса» и Минпромторга не стали комментировать начало расследования. Это первое антидемпинговое расследование в автомобильной отрасли, отметил чиновник министерства.

Россия в следующем году вступает в ВТО, что должно привести к снижению импортных пошлин на автомобили. Такое расследование наверняка преследует цель компенсировать потери. Ведь по итогам такого расследования могут быть введены антидемпинговые пошлины, рассуждает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. По правилам Таможенного союза разбирательство займет 3–6 месяцев, после этого и могут быть приняты антидемпинговые меры, замечает чиновник Минпромторга. Но добиться этого будет непросто: «Соллерсу» предстоит доказать, что иностранные конкуренты действительно демпинговали на российском рынке и это принесло реальный ущерб отрасли, указывает профессор НИУ ВШЭ Алексей Портанский.

По данным «Автостата», в 2010 г. в Россию было импортировано 33 232 новых LCV. Это в 3,6 раза больше, чем годом ранее, но в 2009 г. из-за кризиса импорт рухнул в 6,2 раза. Правда, эта статистика включает автомобили всех типов, в том числе грузовики и микроавтобусы, и охватывает все страны. Сейчас очень распространен импорт в Россию дешевых цельнометаллических фургонов, которые уже здесь переделываются в более дорогие микроавтобусы, и, вероятно, «Соллерс» хотел бы прекратить этот бизнес, полагает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. К тому же в следующем году СП Ford Sollers начнет производство достаточно дорогих легких коммерческих Ford Transit и хочет поставить дополнительные барьеры на пути более дешевых автомобилей, в том числе Fiat Ducato, сборку которых «Соллерс» завершает в этом году, отметил он.