Leroy Merlin готова инвестировать в Россию по 10 млрд руб. ежегодно

Крупнейший в России торговец товарами для дома и ремонта – французская Leroy Merlin рассчитывает за два года удвоить свою российскую сеть гипермаркетов. Для этого ритейлер готов вкладывать в развитие ежегодно около 10 млрд руб.
67% россиян за последние пять лет самостоятельно делали ремонт/ M.DANIAU/ AFP

Французская сеть гипермаркетов Leroy Merlin (входит в Groupe Auchan), крупнейший российский розничный продавец товаров для строительства, отделки и обустройства дома, дачи и сада, хочет удвоить свою сеть гипермаркетов за предстоящие два года, рассказал «Ведомостям» генеральный директор «Леруа Мерлен Россия» Венсан Жанти. К началу 2013 г. у Leroy Merlin в России было 22 гипермаркета, сейчас их уже 26, только восемь из них работают на арендованных площадях, а остальные – в собственности.

«Нам бы хотелось открывать по 10 магазинов в год», – сказал Жанти. Каждый, по его словам, обходится в среднем в 1 млрд руб. Получается, что ежегодно французский ритейлер готов тратить на развитие в России около 10 млрд руб. Финансировать развитие компания будет в основном за счет собственных средств, без участия материнской Groupe ADEO (входит в Groupe Auchan), и отчасти – за счет кредитов, привлеченных в российских банках, говорит Жанти. За все время работы Leroy Merlin, по его словам, инвестировала в развитие бизнеса в России больше 630 млн евро (более 25 млрд руб.). Первый магазин сети был открыт в 2004 г. в подмосковных Мытищах.

Компания, начав развитие в городах-миллионниках, теперь выходит в региональные центры с меньшей численностью населения, рассказывает Жанти. «В начале года открылся наш первый магазин в таком городе – Твери. Здесь высокий спрос и отличные результаты», – сказал он. На этой неделе открылся магазин в подмосковном Ногинске.

Российский рынок товаров для дома и ремонта еще далек от насыщения, верит Жанти. Объем российского рынка (900 млрд руб., по данным Discovery Research Group) и его динамику (плюс 17% в 2012 г.) он называет очень высокими для европейских стран. «Главное, что россияне любят делать ремонт сами, и мы предоставляем им такую возможность», – говорит он и ссылается на исследования, согласно результатам которых за последние пять лет ремонт сделали 83% россиян, причем 67% из них самостоятельно. Жанти считает потенциал российского рынка «очень высоким»: рынок далек от насыщения и места хватает для всех возможных игроков.

Сейчас Leroy Merlin – крупнейший ритейлер в своем сегменте. Компания не раскрывает выручку, но, по данным Infoline, в 2012 г. она увеличилась на 38,7% до 77 млрд руб. Это более чем в 2 раза превышает показатель ближайшего конкурента сети в России – OBI, которая получила 34,6 млрд руб. выручки (рост на 22,1%). Третий конкурент – Castorama (принадлежит британской группе Kingfisher) в 2012 г. увеличила продажи на 39,5% до 21,1 млрд руб. Весь российский рынок товаров для дома и строительства (DIY), свидетельствуют данные Infoline, за прошлый год увеличился на 15,6% до 890 млрд руб. По объему он шестой в мире после рынков США (около $250 млрд), Китая ($160 млрд), Индии и Германии (около $50 млрд) и Франции ($30 млрд), оценили исследователи.

Впрочем, развитие в России сопряжено со сложностями, признает Жанти. Например, планируя построить гипермаркет между Ильинским и Новорижским шоссе в Подмосковье, компания столкнулась с протестами Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, которому не понравилась идея строительства съезда с Ильинского шоссе через охранную зону вокруг музея-усадьбы «Архангельское». «Мы откладываем строительство на шесть месяцев, пока не удастся урегулировать этот вопрос», – сказал Жанти. За это время компания, по его словам, недополучит как минимум 150 млн руб. прибыли.

С проблемами развития в России сталкивался и британский конкурент Leroy Merlin – Castorama. За прошедший год компания открыла один новый гипермаркет, хотя планировала больше, рассказывал гендиректор ООО «Касторама рус» Медерик Пейн. «Одна из причин – административная проблема. Другая – в 2010–2011 гг. мы обнаружили некоторые управленческие проблемы в сети. Сотрудники, не выполнявшие свои профессиональные обязанности и поставленные перед ними задачи, в результате покинули компанию», – объяснял он. Castorama пришлось свернуть в России свой пилотный проект сети роботизированных мини-магазинов «Castorama экспресс». «Это был эксперимент, он не заработал на российском рынке, его свернули и открывать новые магазины не собираются», – сказал Пейн.