Статья опубликована в № 4661 от 26.09.2018 под заголовком: РЖД подбросит до «Шереметьево»

РЖД готова сама возить пассажиров в «Шереметьево»

Это один из способов окупить строительство путей до северных терминалов аэропорта
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Сейчас добраться «Аэроэкспрессом» можно только до южных терминалов «Шереметьево» – D, E и F. До недавно построенного суперсовременного терминала B, расположенного в северной зоне аэропорта и отделенного от южной двумя взлетно-посадочными полосами, можно доехать только автомобильным транспортом.

РЖД готова решить эту проблему. Компания предлагает построить ответвление от путей к южным терминалам на север длиной 3,8 км и терминал общей стоимостью 11,8 млрд руб. (без НДС), говорится в презентации РЖД. И в 2020–2021 гг. пустить поезда между северными и южными терминалами.

Проект был одобрен в августе на совещании у министра транспорта Евгения Дитриха, рассказывали источники «Ведомостей». «Ведомости» ознакомились с презентацией, ее подлинность подтвердил участник совещания в Минтрансе.

Но нынешняя плата за инфраструктуру не позволит окупить инвестиции в проект. За срок эксплуатации путей – 30 лет – операционный убыток РЖД составит 6,3 млрд руб. Зато «Аэроэкспресс» получит 90 млрд руб. операционной прибыли, говорится в презентации.

«Аэроэкспресс» контролируется Искандером Махмудовым и Андреем Бокаревым, 25% принадлежит РЖД.

РЖД считает, что плату за инфраструктуру на шереметьевском направлении надо увеличить в 4,3 раза, тогда РЖД за 30 лет получила бы 50 млрд руб. операционной прибыли, «Аэроэкспресс» – 33 млрд руб. Эти расчеты основаны на прогнозе «Шереметьево», что к 2025 г. количество пассажиров «Аэроэкспресса» в аэропорт возрастет до 7,5 млн человек, в том числе 3,6 млн – в северные терминалы.

Сейчас плата определяется приказом уже упраздненной Федеральной службы по тарифам (ФСТ; в 2015 г. была присоединена к Федеральной антимонопольной службе (ФАС) от 2010 г. и индексируется на размер инфляции. Если бы пути уже были построены, то в этом году инфраструктурный тариф составил бы 252 млн руб., сказано в презентации.

В 2021 г., если принять предложение РЖД, плата «Аэроэкспресса» за пути в «Шереметьево» вырастет на 831 млн руб. Если эти затраты полностью переложить на пассажиров, то выйдет по 143 руб. на каждого из 5,8 млн человек (столько будет по прогнозу аэропорта). В 2016–2017 гг. средняя цена билета на «Аэроэкспресс» составляла около 450 руб.

Если плату не поднимать, РЖД готова сама стать перевозчиком пассажиров в «Шереметьево», говорится в презентации. Минтранс в целом поддерживает позицию РЖД, отмечает федеральный чиновник. Представители Минтранса и ФАС на запросы «Ведомостей» не ответили.

«Чтобы окупить будущую ветку, РЖД предлагает повысить плату и за путь от Белорусского вокзала, построенный 11 лет назад, – это нелогично, – говорит заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Кирилл Янков. – При таком росте платы неизбежно и серьезное подорожание билетов, а трафик «Аэроэкспресса» в «Шереметьево» и так падает с введением платной трассы М11 и удешевлением такси». Если же перевозчиком станет сама РЖД и сохранит стоимость билета, то мы, по сути, вернемся к перекрестному субсидированию пассажирских перевозок за счет грузовых, добавляет он.

Механизмы возврата инвестиций прорабатываются участниками проекта, сказал представитель РЖД. «Аэроэкспресс» работает в соответствии с нормами законодательства, в случае изменения правил компания будет выполнять все необходимые требования и нести ответственность по своим обязательствам в полном объеме, говорит представитель последнего.-

Читать ещё
Preloader more