Правительство расширило субсидирование перевозок леса на экспорт

Это должно стимулировать разворот грузопотока с востока на северо-запад
Segezha Group

Премьер Михаил Мишустин подписал постановление правительства № 1215 о субсидировании перевозок продукции лесопромышленного комплекса (ЛПК) на экспорт. Документ опубликован 27 июля на официальном портале правовой информации.

В постановлении речь идет о субсидировании перевозок через порты Северо-Запада России. Постановление уже вступило в силу, компенсации грузоотправителям будут предоставляться за перевозки в период с 1 июля текущего года до 30 сентября 2024 г.

Сейчас предприятия ЛПК могут получить субсидии на транспортировку продукции на экспорт по другому постановлению правительства № 1347 от июля 2022 г. Но оно рассчитано на более широкую номенклатуру грузов. Новая мера поддержки разработана и запущена именно под ЛПК. Кроме того, новый механизм не устанавливает лимита субсидии в денежном выражении на одно предприятие (в постановлении № 1347 он составляет 500 млн руб.).

Размер субсидии для предприятий ЛПК составит не более 80% затрат на логистику и не более 50% стоимости вывезенной на экспорт продукции, следует из постановления. В этом году компании смогут получить компенсации за перевозки продукции с 1 июля по 30 сентября, а субсидии за транспортировку с 1 октября 2023 г. по 30 сентября 2024 г. будут перечисляться в следующем году.

Как пояснил «Ведомостям» вице-президент Российского экспортного центра (РЭЦ; агент программы предоставления субсидий) Алексей Солодов, на субсидии лесопромышленникам за перевозки с 1 июля по 30 сентября 2023 г. будет выделено 3,4 млрд руб., бюджет программы на следующий год пока не определен.

Представитель РЭЦ уточнил, что новая программа поддержки является стимулом для экспортеров леса, чтобы развивать маршруты перевозки на Северо-Запад страны. Компании ЛПК также могут получать субсидии на перевозки по постановлению правительства от июля 2022 г., уточнил собеседник, по нему в 2023 г. на поддержку предприятий различных отраслей было выделено 25,4 млрд руб. Сегодня лесопромышленники, по словам представителя РЭЦ, являются крупнейшими получателями таких субсидий.

Создать механизм поддержки экспортеров лесной продукции, компенсировав им часть расходов по поставкам через порты Северо-Запада, предлагал в феврале 2023 г. в ходе совещания у президента Владимира Путина владелец ГК УЛК Владимир Буторин. По итогам совещания Путин давал поручения проработать меры поддержки ЛПК в части логистики.

Представитель Минпромторга пояснил «Ведомостям», что новая мера поддержки была разработана специально для экспортеров ЛПК, столкнувшихся с введенными ограничениями. Также она поможет перераспределить грузопотоки с Восточного полигона (БАМ и Транссиб) на порты Северо-Запада. Собеседник уточнил, что все компании, подавшие документы для участия в отборе и прошедшие его, получат субсидию пропорционально. А компании, которые экспортируют лесную продукцию через другие порты, смогут получить субсидии по постановлению № 1347 в следующем году по поставкам с III квартала 2023 г.

Сегодня Восточный полигон, где идет второй этап модернизации, фактически исчерпал резервы провозной емкости. Переориентация поставок основных сырьевых грузов на восток привела к усилению конкуренции грузоотправителей за мощности железной дороги и портов. Как писали «Ведомости» 22 марта, в марте 2023 г. РЖД призывала клиентов и партнеров «проявлять больше ответственности» при организации грузоперевозок на лимитирующих (наиболее загруженных) направлениях и напоминала, что БАМ и Транссиб «не резиновые».

Отечественные предприятия ЛПК в 2022 г. также пострадали после усиления санкций. До начала СВО на Украине они экспортировали продукцию в основном на европейский рынок. Но в апреле 2022 г. ЕС ввел запрет на импорт древесины, фанеры, плит и пеллет из России, а также экспорт в РФ оборудования для ЛПК. Санкции вступили в силу 10 июля прошлого года. В октябре ЕС также ввел эмбарго на импорт российской целлюлозной массы и отдельных видов бумаги и картона.

Это привело к падению экспорта из России лесопромышленной продукции в западном направлении на 90% в 2022 г., сообщал заместитель гендиректора РЖД Алексей Шило в январе этого года. Топ-менеджер также обращал внимание на то, что лесопромышленники Северо-Западного ФО (СЗФО), ранее экспортировавшие большую часть продукции в Европу, были вынуждены перенаправить ее на восток через БАМ и Транссиб. По данным РЖД, в 2022 г. предприятия СЗФО нарастили перевозки лесной продукции на Дальний Восток втрое до 1,1 млн т, Центрального ФО – в 3,8 раза до 175 000 т.

Представитель «Свезы» сообщил «Ведомостям», что компания положительно относится «к любой помощи ЛПК со стороны правительства» и поддерживает желание властей развивать порты СЗФО. «Это перспективное направление, которое может помочь настроить логистические цепочки и ускорить время поставки продукции», – добавили в компании.

Директор по поставкам древесины и логистике «Вологодских лесопромышленников» Анатолий Щербаков сказал «Ведомостям», что господдержка перевозок через порты Северо-Запада крайне важна. Но необходимо, чтобы экспортеры смогли эту поддержку получить, подчеркивает он. Например, по постановлению № 1347 из бюджета было выделено менее 30% средств от действительной потребности в деньгах, поэтому многие предприятия ЛПК до сих пор не получили субсидии (поскольку бюджетный лимит был исчерпан. – «Ведомости»), пояснил Щербаков.

«Ведомости» направили запросы в пресс-службы крупнейших компаний ЛПК.

Эксперт практики ЛПК Strategy Partners Константин Агапов считает, что на фоне глобального снижения стоимости лесной продукции конкурировать на дружественных рынках компаниям крайне сложно именно из-за высокой стоимости доставки. Например, в ближневосточном направлении логистика для российских предприятий более чем вдвое дороже, чем для их конкурентов из скандинавских стран, – $80 против $40 за 1 куб. м груза. Агапов отмечает, что появление контейнерных маршрутов из Санкт-Петербурга в Египет повышает спрос на порты Северо-Запада, что «сыграет на руку крупнейшим предприятиям в логистической доступности».

Снятие ограничений по размеру компенсации на одно предприятие – явный шаг по поддержке крупного бизнеса, а лимит бюджета суммарной квоты не позволит получить компенсации предприятиям малого и среднего бизнеса, считает Агапов. По словам консультанта агентства лесопромышленной аналитики WhatWood Игоря Новоселова, новые меры поддержки рассчитаны на экспортеров леса из СЗФО, которые после начала санкций оказались в наиболее уязвимом положении.