Авиабилеты в эконом-классе подорожали на четверть

Перевозчики сокращают провозные емкости на внутренних линиях в пользу международных
Авиакомпании по мере возможности стали увеличивать полетные программы по международным направлениям/ Андрей Гордеев / Ведомости

Средняя стоимость полета по России в салоне самолета экономического класса в расчете на 1000 км пути по итогам I квартала 2024 г. составила 7015 руб., подсчитали «Ведомости» на основе данных Росстата. Это на 25% больше, чем за аналогичный период 2023 г. Для сравнения: средний показатель за весь 2023 год составил 6649 руб.

В марте 2024 г. средняя стоимость перелета эконом-классом на внутренних рейсах выросла на 23% к марту прошлого года до 7345 руб., следует из данных статистики. Мартовские цены существенно отличались в зависимости от региона. Например, полет из Республики Коми (по всем направлениям) в среднем стоил 14 663 руб. (+42%), а из Сахалинской области – 2345 руб., цена на него не изменилась. Помимо Коми самые дорогие перелеты были зафиксированы из Пензенской области – 14 716 руб. (+4%) и Республики Марий Эл – 13 559 руб. (+25%).

В то же время средняя цена эконом-класса с Чукотки в минувшем месяце составила всего 3838 руб. (+19%), из Приморского края – 3727 руб. (-31%), из Москвы – 8504 руб. (+19%), из Санкт-Петербурга – 10 800 руб. (+19%).

Средняя стоимость авиабилетов рассчитывается Росстатом на основе стоимости прямого рейса из региона в Москву. Если от города вылета до Москвы расстояние менее 1000 км, то допускается регистрация стоимости билета до другого города, расстояние до которого превышает это значение.

Согласно методике расчета, фиксируется два тарифа – с датой вылета на неделю вперед и на месяц. Тариф включает различные обязательные сборы, а также плату за провоз одного места багажа минимального размера при условии включения ее в стоимость билета по условиям самого тарифа. Для подсчета средней цены авиаперелета Росстат использует как информацию с сайтов авиаперевозчиков и агрегаторов билетов, так и данные билетных касс в аэропортах.

Авиакомпании по мере возможности стали увеличивать полетные программы по международным направлениям, на которых доходная ставка традиционно выше, говорит исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. Это привело к тому, что эксплуатанты стали частично изымать свободные провозные емкости с внутренних линий, обеспечивая тем самым повышенный уровень занятости кресел и привлекательную для себя доходную ставку на них, объяснил эксперт.

Подорожание авиабилетов связано с изменением структуры перевозок, соглашается директор корпоративных рейтингов рейтинговой службы НРА Алла Юрова. На международных рейсах стоимость билетов зависит от валютного курса, напоминает она.

По данным НРА, в I квартале 2024 г. доля пассажиропотока на международных рейсах составила 25% против 22% в I квартале 2023 г. Пассажиропоток российских авиакомпаний на трансграничных рейсах за аналогичный период вырос на 21%, уточнили в рейтинговом агентстве, не приводя абсолютных значений. При этом средневзвешенный курс доллара в I квартале 2024 г. составил 90,7 руб. против 72,8 руб. в I квартале 2023 г.

Консолидированные данные по авиаперевозкам пассажиров за I квартал 2024 г. пока не опубликованы. Группа «Аэрофлот» («Аэрофлот», «Россия», «Победа») за отчетный период перевезла 11,5 млн пассажиров, что на 22% больше по сравнению с тем же периодом прошлого года. Занятость кресел на рейсах перевозчиков выросла на 2,1 п. п. до 88,3%. Представитель Smartavia сообщил «Ведомостям», что в I квартале авиакомпания увеличила перевозки на 4% до 765 000 пассажиров.

Рост доходных ставок по внутренним направлениям авиакомпаний обусловлен сформировавшимся ограниченным парком воздушных судов (ВС), измененной структурой сети и рекордной загрузкой текущего парка, считает старший директор отдела корпоративных рейтингов «Эксперт РА» Элина Кулиева. Это окажет дальнейшую поддержку росту ставок до момента ввода замещающего отечественного парка ВС, чего не ожидается раньше 2025–2026 гг., уточняет она.

Подорожание перелетов связано с тем, что в I квартале прошлого года перевозчики еще осваивали субсидии из расчета 1,1 руб. на пассажиро-километр на внутренних линиях, а сейчас таких субсидий нет, отмечает главный редактор портала frequentflyers.ru Илья Шатилин. Среди факторов роста цен на перелеты он также называет инфляцию и рост стоимости керосина.

Многолетняя практика наблюдений показывает, что начиная с марта – апреля стартует сезонный рост цен на перелеты, который продолжается до середины III квартала, достигая пика в августе, отмечает Пантелеев. «Поэтому рост цен и относительно предыдущего месяца, и относительно аналогичного периода прошлого года будет фиксироваться и далее», – ожидает эксперт.

«Ведомости» направили запросы в группу «Аэрофлот», S7, «Ютэйр», «Уральские авиалинии», Nordwind Airlines.