Как будет работать представленная Путиным новая модель развития России

Президент на ПМЭФ-2023 рассказал о переходе к экономике предложения, высоким зарплатам и технологиям
На пленарном заседании ПМЭФа Владимир Путин раскрыл свой план развития суверенной экономики/ Алексей Даничев / Фотохост агентство РИА Новости

Президент РФ Владимир Путин в почти полуторачасовой речи на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) 2023 г. представил новую концепцию развития страны с суверенной экономикой. В своих выступлениях на ПМЭФе Путин традиционно говорит о достижениях и изменениях экономической политики, но в этот раз президент не столько расставил акценты и выделил приоритеты, сколько подвел под анонсированную модель теоретико-методологический базис. Путин ответил на фундаментальный вопрос: как и каким образом будет строиться новая российская экономика – экономика предложения. «Ведомости» вместе с экспертами проанализировали программу президента.

Спрос, предложение, инфляция

«Речь идет о переходе на качественно новый уровень развития – о суверенной экономике, которая не только реагирует на рыночную конъюнктуру и учитывает спрос, а сама формирует этот спрос. Такая экономика – ее часто называют экономикой предложения – предполагает масштабное наращивание производительных сил и сферы услуг, повсеместное укрепление инфраструктурной сети, освоение передовых технологий, создание новых современных индустриальных мощностей и целых отраслей, в том числе по тем направлениям, где мы пока не проявили себя должным образом, но возможности для этого – научные возможности, творческий потенциал – у нас, конечно, имеются» – так описал Путин контуры новой модели развития.

Концепция предельно проста и логична. Ставится задача, с одной стороны, создать экономический рост через максимальное расширение производства качественных и современных товаров и услуг, с другой – обеспечить рост качественного предложения ростом качественного спроса. Последнее будет достигаться за счет насыщения рынка труда квалифицированными, хорошо оплачиваемыми кадрами и в целом повышением материального благосостояния населения. Россия «должна стать экономикой высоких заработных плат», подчеркнул Путин. Ключевой индикатор соблюдения баланса – инфляция. Умеренный рост цен будет означать, что макроэкономическая стабильность не нарушается, доходы населения не «съедаются».

«Нам важно одновременно добиваться высоких темпов экономического роста и сохранить динамику цен вблизи целевых значений в 4%. <...> Сдерживание роста цен сегодня – это не только задача Банка России, но и оценка качества работы правительства Российской Федерации по стимулированию роста предложения», – подчеркнул Путин. Достигаться это будет с помощью повышения эффективности расходов и распространения «бережливого производства».

Модель управления экономикой

Президент выделил шесть направлений реализации модели экономики предложения.

Первое – развитие занятости и совершенствование ее структуры. Для этого Путин предложил несколько шагов. Например, одним из главных принципов системы образования станет ориентированность на трудоустройство выпускников – качество их занятости будет выступать для учебных заведений одним из главных показателей эффективности. «На основе такого подхода «выполнения KPI по трудоустройству» предлагаю сформировать рейтинги учебных заведений профессионального образования», – поручил Путин. Кроме этого, акценты будут сделаны на повышение квалификации сотрудников, гарантию их трудоустройства на более высокую позицию после получения новых знаний и навыков и переподготовку кадров.

Второе направление – расширение предпринимательской активности. Здесь Путин выделил несколько аспектов: распространение инструмента социального контракта для поддержки людей, которые готовы начать свое дело, расширение программы зонтичных поручительств для повышения кредитования промышленного бизнеса, помощь сектору МСП+ (компаниям, которые выросли из малого бизнеса, но еще находятся на стадии становления по-настоящему крупным предприятием), снижение административного и уголовного давления на бизнес. Одно из важных нововведений– воссоздание рейтинга качества делового климата (аналог ушедшего из России Doing Business) для сравнения РФ с другими странами.

«Напомню: раньше для оценки условий ведения бизнеса в той или иной сфере мы использовали рейтинги Всемирного банка и, кстати, достигли в этом неплохих результатов. Здравое зерно, хороший посыл, стимулирующий конкуренцию, в таком рейтинге, конечно, есть – не нужно от этой идеи отказываться», – отметил Путин.

Третье направление – это повышение привлекательности России как центральной юрисдикции для ведения глобального бизнеса и недопущение выкачивания средств из страны за рубеж. «У каждого бизнесмена есть незыблемое право распоряжаться прибылью, имуществом по своему усмотрению. <...> Но ситуация, когда средства зарабатываются в России, а затем оседают на заграничных счетах, несет очевидные и часто неприемлемые не только для государства, но и для самого российского бизнеса риски», – подчеркнул Путин. Предпринимателям надо ориентироваться на то, чтобы хранить и вкладывать деньги в своей стране. Помимо этого, акционерам надо отказаться от структурирования бизнеса с ключевыми активами в России через зарубежные, в том числе офшорные цепочки. Путин поручил ускорить возвращение активов в ключевых отраслях в российскую юрисдикцию, в том числе упростить процедуру перехода и регистрации в специальных административных районах (САР).

Четвертый шаг реализации новой модели – обеспечение роста инвестиций. Главный приоритет – увеличение их притока в проекты по выпуску востребованной промышленной продукции для достижения технологического суверенитета. «Уже в текущем году объем таких инвестиций должен составить не менее 2 трлн руб. А до 2030 г. он увеличится в 5 раз до 10 трлн руб.», – отметил президент. При этом Россия не стремится к технологическому суверенитету в выпуске всех товаров и услуг. Страна готова выстраивать «надежные кооперационные цепочки, технологические партнерства» – прежде всего с участниками объединений «Евразэс», БРИКС, ШОС, подчеркнул Путин.

Помимо ряда уже запущенных инструментов Путин призвал перезапустить механизм инвестиционного налогового вычета, так и не получивший популярности у регионов из-за неоднозначного влияния на их доходы, а также раскрыть потенциал финансового рынка. Серьезным источником «притока средств на рынок» должны стать долгосрочные сбережения граждан, которые кроме стимулов получат гарантии сохранности от АСВ на сумму 2,8 млн руб., напомнил Путин.

Следующее, пятое направление – это максимальное распространение системы «бережного производства». Прежде всего это касается расширения нацпроекта «Производительность труда» на новые секторы и отрасли, в том числе в социальной сфере, а также усиления мандата Федерального центра компетенций (ФЦК, курирует эту программу). «Мы видим, как эта работа [реализация нацпроекта] дает результат, в том числе в оборонно-промышленном комплексе: позволяет быстро настраивать выпуск вооружений и военной техники», – сообщил Путин.

Наконец, шестое направление – это автоматизация и освоение технологий искусственного интеллекта (ИИ). «В России в силу объективных демографических процессов предложение на рынке труда будет ограниченным. В этих условиях нам крайне важно повысить темпы автоматизации добывающей, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, транспорта и логистики, торговли и многих других сфер», – подчеркнул президент. Для развития этого направления будет стимулироваться распространение беспилотников, производство промышленных роботов, производство российского софта, в том числе в сфере ИИ. Помимо этого, экономика и отрасли должны переходить на принципы платформенного управления – на основе данных. «Такой подход должен применяться практически повсеместно в системе транспорта и связи, медицине, образовании, органах власти и т. д.», – подчеркнул Путин.

Реминисценции СДТ

Элементы экономической политики, которые анонсировал президент, пересекаются с идеями Современной денежной теории (СДТ), отметил экономист, автор Telegram-канала Truevalue Виктор Тунев («Ведомости» ранее подробно разбирали принципы СДТ и рост ее популярности в России). Прежде всего это управление инфляцией не только и не столько через снижение спроса, но и через предложение, пояснил он. Несмотря на ставку на развитие предпринимательства, главными инвесторами, судя по выступлению, станут бюджет и банки под поручительство ВЭБа, полагает эксперт. Банк России тоже «уже подписался» на послабления для банков, которые будут финансировать проекты по структурной трансформации экономики, напомнил Тунев.

Элементы СДТ действительно, видимо, нашли место в представлениях о новой экономической модели, согласился главный экономист по России Bloomberg Economics Александр Исаков. Но ее базу, судя по всему, составляют все же классические и протестированные прежними кризисами принципы: консервативный бюджет, независимая денежная политика, сохранение открытой финансовой системы и промышленная политика с акцентом на импортозамещение, отметил он. При этом если после 2014 г. фокус импортозамещения был на товарах – агросекторе и обрабатывающей промышленности, – то сегодня он смещается на услуги: прежде всего туризм, но также медицину и образование, полагает Исаков.

Создавать экономику предложения будут в первую очередь крупные компании, которые начнут привлекать на бирже капитал институциональных и розничных инвесторов, полагает экономист. Ограниченные доходы и растущие расходы бюджета, а также конечный размер ФНБ логически приведут правительство к необходимости рекомендовать компаниям финансировать инвестиции путем размещения акций и публичного долга, прогнозирует Исаков. В течение 2–3 лет мы увидим размещение на бирже выкупленных у нерезидентов иностранных компаний, организаций из ОПК, крупных госкомпаний, которые пока не размещались на рынке, продолжил он. Но инвестором последней инстанции продолжит оставаться федеральное правительство, которое будет с помощью субсидий и грантов финансировать инвестиции в инфраструктуру, резюмировал он.

Один из неотъемлемых атрибутов всех вариантов СДТ – идея о предоставлении гарантированной занятости в общественном секторе, что также служит инструментом регулирования роста цен. Согласно теории, это помогает бороться с некоторыми проявлениями инфляции, связанными с чрезмерным повышением номинальных зарплат, отметил эксперт объединения экономистов «Новый курс» (New Deal) Даниил Григорьев. В России такой механизм никем не предусматривается даже гипотетически, подчеркнул он.

Вряд ли можно назвать столь высокое внимание экономических властей к стороне предложения реминисценцией СДТ, полагает макроэкономист НИУ ВШЭ Григорий Жирнов. Все гораздо проще: современная мейнстримная экономическая наука говорит о том, что долгосрочный (структурный, потенциальный) темп роста экономики зависит только от совокупного предложения – от того, сколько физически экономика может производить товаров и услуг, полагает он. Поэтому для повышения потенциала экономики нужно работать с предложением. «Все в рамках любого современного учебника по экономике. Так что приписывать сюда СДТ я бы не стал», – резюмировал эксперт.

В чем нестыковки

Переориентация экономики на внутренний спрос – ожидаемая и необходимая мера, учитывая фазу распада глобальной экономической системы, считает управляющий директор Enfilade Capital Александр Кубышкин. Но вся система завязана на глобальный банковский сектор и долларовую ликвидность. Процесс дезинтеграции может вызвать огромное количество побочных непредсказуемых эффектов из-за большого количества переменных, влияющих на такие процессы, прогнозирует он. Но так как нынешнюю динамику не остановить, направление ресурсов на внутреннее развитие является единственным правильным шагом, уверен он.

Разговоры о переходе к экономике, ориентированной на внутренний спрос, выглядят странно на фоне низких относительно мировых стандартов уровней МРОТа и пенсий, считает Григорьев. Говорит сама за себя и текущая ситуация с нехваткой кадров: для предприятий это не является веским аргументом для существенного поднятия зарплат, обратил он внимание. Модель роста России была связана с экспансией именно на внешних рынках и каким образом страна перейдет к новой модели, основанной на спросе внутреннем, пока остается непонятным, рассуждает экономист.

Более того, в России понятие дефицитных кадров часто является эвфемизмом, замечает Григорьев. Кадры скорее есть, но их нельзя дешево купить, а вариант масштабного повышения зарплат даже не рассматривается, поскольку воспринимается как нечто на уровне фантазии из разряда «запуска печатного станка», иронизирует он. Эксперты ЦБ в «росте зарплат, опережающем рост производительности труда» также видят инфляционную угрозу, с которой готовы бороться ужесточением ДКП, напомнил он.

Самый сложный вопрос – курс рубля, считает Тунев. Пока мы не научимся его стабилизировать и не сократим вечный отток капитала в невиданных для других стран размерах, трудно что-то сделать и с инфляцией, и с внутренним предложением, говорит экономист. Как стабилизировать и какой курс нужен – проблема, которая не имеет ни решения, ни понимания в экономическом блоке, уверен он. Еще сильны ложные ожидания, что слабый курс создает больше доходов, продолжил он. Но дешевый рубль создает доходы только у традиционных экспортеров и – временно – у бюджета, а это инфляционный путь развития, противоречащий структурной трансформации, резюмировал Тунев.

Потенциал роста экономики от межотраслевого перетока занятых из менее производительных в более производительные секторы является высоким, полагает Жирнов. Но, чтобы этот переток случился, одного переобучения будет недостаточно, уверен он. Помимо этого фактора важна внутренняя миграция (а для нее необходим емкий рынок современного жилья, инфраструктура и т. д.) и улучшение здравоохранения – состояние здоровья напрямую влияет на производительность труда, пояснил эксперт. Кроме того, масштабные программы переобучения без активизации инвестиционного процесса – бессмысленное мероприятие, ведь помимо предложения «человеческого капитала» (переобучение) нужно создать и спрос на этот человеческий капитал, считает Жирнов.

Россия имеет потенциал наращивания инвестиций при разумном использовании кредитного плеча, уверен Кубышкин. Как на государственном уровне, так и на уровне домохозяйств долги не несут структурного риска, пояснил он. Но необходимо учитывать два ограничивающих фактора. Во-первых, из-за плохой демографической ситуации, даже если такой сценарий получится реализовать, эффект такая политика будет иметь краткосрочный, полагает Кубышкин. Демография и уровень долгов являются двумя основополагающими факторами, определяющими долгосрочный экономический рост. Во-вторых, необходимо решить проблему монетизации экспортной выручки, продолжил экономист. «Если экспорт сырья в Китай еще как-то уравновешивается огромными обратными потребностями в импорте, т. е. у вас есть механизм рециркуляции валюты, то экспорт в Индию за рупии сейчас камнем висит на шее», – резюмировал он.