Статья опубликована в № 3312 от 25.03.2013 под заголовком: Дыра на 500 млрд

Президентские обещания оказались регионам не по силам

Дефицит бюджетов регионов начал расти – им не по силам «оплатить» обещания президента Владимира Путина
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Выполнение президентских обещаний грозит региональным бюджетам неподъемным дефицитом, прогнозирует Центр развития Высшей школы экономики. Проблемы возникли уже в 2012 г.: из-за недобора 330 млрд руб. собственных доходов, в основном налога на прибыль, дефицит регионов оказался в 8 раз выше плана – 278 млрд руб. вместо 32 млрд. В 2013 г. дыра разрастется еще больше: дефицит окажется не 0,2% ВВП, как предполагается, а 0,7% ВВП, или почти 500 млрд руб., столько же, сколько у федерального бюджета.

Все дело в том, что ожидания Минфина в отношении доходов регионов сильно завышены: в 2012 г. они выросли на 5% вместо 10%, а в 2013 г. при фактической стагнации экономики налоговые и неналоговые доходы регионов должны вырасти на 16%. В 2014–2015 гг. разрыв между плановым и реальным дефицитом может составлять по 0,6% ВВП, посчитали в Центре развития. Финансировать его за счет трансфертов из федерального бюджета, тоже переживающего не лучшие времена, вряд ли получится. Наращивание же займов в подобных масштабах в перспективе может привести некоторые регионы к предбанкротному состоянию, предупреждает Центр развития.

Выводы Центра развития близки к расчетам Минэкономразвития, согласно которым дефицит регионов к 2018 г. вырастет в 36 раз до 1,8 трлн руб. В Минфине считают, что регионы просто занижают свои планы по доходам.

На 1 февраля, по данным Минфина, общий долг регионов – почти 1,3 трлн руб. Из них на облигации приходится 420 млрд руб., говорит Антон Табах из «Уралсиба»: на этом рынке присутствуют 35 субъектов Федерации (и еще пять – опосредованно). Расчеты Центра развития предполагают, что дополнительная потребность в займах может составить по 0,5–1,1 трлн руб. ежегодно до 2018 г.: на столько увеличить рынок по разумной цене невозможно. Однако страхи сильно преувеличены, считает Табах: при реализации прогноза возможна комбинация различных факторов в зависимости от региона. Крупные могут занять через выпуск бумаг или кредит, «отстающим» поможет федеральный бюджет, а «середнячкам», скорее всего, придется сокращать дефициты за счет урезания капвложений, говорит он.

Однако пространство для маневров не так уж велико. Так, в бюджете Томской области на 2013 г. доля оплаты труда (зарплаты бюджетникам повышаются на 20–75%) составляет 47% расходов, а инвестиций – 6,3%: их объем – 2,8 млрд руб. – совпадает с размером дефицита, т. е. его ликвидация потребовала бы полного отказа от развития. Дефицит бюджета Пермского края на 2013 г. недавно повышен почти вдвое до 18% от доходов, основную его часть предполагается финансировать кредитами. А бюджет Новгородской области по итогам 2012 г. вместо планового дефицита получил профицит благодаря рекордному федеральному траншу, обеспечившему региону 34% доходов: губернатором поставлена задача и в 2013 г. добиться такого же финансирования из федерального бюджета, цитирует ИА Regnum новгородских чиновников.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more