Финансы
Бесплатный
Ольга Кувшинова
Статья опубликована в № 3312 от 25.03.2013 под заголовком: Дыра на 500 млрд

Президентские обещания оказались регионам не по силам

Дефицит бюджетов регионов начал расти – им не по силам «оплатить» обещания президента Владимира Путина

Выполнение президентских обещаний грозит региональным бюджетам неподъемным дефицитом, прогнозирует Центр развития Высшей школы экономики. Проблемы возникли уже в 2012 г.: из-за недобора 330 млрд руб. собственных доходов, в основном налога на прибыль, дефицит регионов оказался в 8 раз выше плана – 278 млрд руб. вместо 32 млрд. В 2013 г. дыра разрастется еще больше: дефицит окажется не 0,2% ВВП, как предполагается, а 0,7% ВВП, или почти 500 млрд руб., столько же, сколько у федерального бюджета.

Все дело в том, что ожидания Минфина в отношении доходов регионов сильно завышены: в 2012 г. они выросли на 5% вместо 10%, а в 2013 г. при фактической стагнации экономики налоговые и неналоговые доходы регионов должны вырасти на 16%. В 2014–2015 гг. разрыв между плановым и реальным дефицитом может составлять по 0,6% ВВП, посчитали в Центре развития. Финансировать его за счет трансфертов из федерального бюджета, тоже переживающего не лучшие времена, вряд ли получится. Наращивание же займов в подобных масштабах в перспективе может привести некоторые регионы к предбанкротному состоянию, предупреждает Центр развития.

Выводы Центра развития близки к расчетам Минэкономразвития, согласно которым дефицит регионов к 2018 г. вырастет в 36 раз до 1,8 трлн руб. В Минфине считают, что регионы просто занижают свои планы по доходам.

На 1 февраля, по данным Минфина, общий долг регионов – почти 1,3 трлн руб. Из них на облигации приходится 420 млрд руб., говорит Антон Табах из «Уралсиба»: на этом рынке присутствуют 35 субъектов Федерации (и еще пять – опосредованно). Расчеты Центра развития предполагают, что дополнительная потребность в займах может составить по 0,5–1,1 трлн руб. ежегодно до 2018 г.: на столько увеличить рынок по разумной цене невозможно. Однако страхи сильно преувеличены, считает Табах: при реализации прогноза возможна комбинация различных факторов в зависимости от региона. Крупные могут занять через выпуск бумаг или кредит, «отстающим» поможет федеральный бюджет, а «середнячкам», скорее всего, придется сокращать дефициты за счет урезания капвложений, говорит он.

Однако пространство для маневров не так уж велико. Так, в бюджете Томской области на 2013 г. доля оплаты труда (зарплаты бюджетникам повышаются на 20–75%) составляет 47% расходов, а инвестиций – 6,3%: их объем – 2,8 млрд руб. – совпадает с размером дефицита, т. е. его ликвидация потребовала бы полного отказа от развития. Дефицит бюджета Пермского края на 2013 г. недавно повышен почти вдвое до 18% от доходов, основную его часть предполагается финансировать кредитами. А бюджет Новгородской области по итогам 2012 г. вместо планового дефицита получил профицит благодаря рекордному федеральному траншу, обеспечившему региону 34% доходов: губернатором поставлена задача и в 2013 г. добиться такого же финансирования из федерального бюджета, цитирует ИА Regnum новгородских чиновников.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать