Россия пока не способна управлять инфраструктурными проектами

Россия готова запускать больше инфраструктурных проектов, но культуры управления ими пока нет: они реализуются в спешке, а сметы строек раздуваются в разы
Сметы российских проектов привыкли расти/ OLIVIER MORIN/ AFP

Вчера Минтранс на деловом завтраке рекламировал возможности инвестиций в транспортную инфраструктуру. Пока расходы на транспорт немногим более 2% ВВП, это вдвое меньше, чем в Европе, и в 3–4 раза меньше, чем в Китае и Индии, констатировал министр транспорта Максим Соколов (см. график).

Нужно повышать эффективность вложений и улучшать институты, в первую очередь – государственно-частного партнерства, указал он. Минтранс надеется, что частники будут вкладывать в транспорт вместе с государством. Уже заключены контракты на строительство и эксплуатацию дорог и аэропортов примерно на 130 млрд руб., напомнил Соколов, а до конца года на конкурс будут выставлены инвестпроекты еще на 150 млрд руб. Но культура управления проектами пока не развита, предупредил президент Сбербанка Герман Греф: «А проектный менеджмент – это то, что в нашей проектной культуре отсутствует как класс».

Сбербанк и сам участвует в инфраструктурных проектах: например, совместно с ВЭБом предоставил кредит до 29 млрд руб. на строительство первого участка платной трассы от Москвы до Санкт-Петербурга на основе концессионного соглашения. «Честно говоря, это для нас пока огромный эксперимент», – признался Греф.

Государству следовало бы активнее советоваться с экспертами при отборе проектов, порекомендовал Греф. Нужна квалифицированная оценка их мультипликативного эффекта и параметров доходности. По мнению McKinsey, сметы можно сократить на 40%, в том числе благодаря более тщательному отбору.

Сейчас сметы часто растут: затраты на подготовку к Олимпиаде в Сочи – с 320 млрд до 1,4 трлн руб., к саммиту АТЭС – со 149 млрд до 680 млрд руб. Даже в странах с высокоразвитой проектной культурой бюджеты, например, высокоскоростных железных дорог растут более чем на 20%. А в России мы еще не способны квалифицированно оценить отклонения на горизонте 30–35 лет реализации проекта, предупредил Греф: например, при обсуждении проектов ВСМ на совещании у президента Владимира Путина обнаружилось расхождение в 1 трлн руб.

Россия серьезно задержалась на старте инфраструктурного развития, но торопиться со строительством нельзя, подчеркнул Греф. Нужно больше внимания уделять проектированию: дополнительная минута, потраченная на начальной стадии подготовки проекта, экономит 10 минут при его реализации, каждый рубль, вложенный в проектирование, сохранит 5–8 руб.

В «деловой двадцатке» (B20) сейчас обсуждается идея создания специализированного фонда, который будет финансировать подготовку проектной документации для инфраструктурных проектов, рассказывал ранее руководитель РФПИ Кирилл Дмитриев: это может войти в рекомендации B20 к саммиту G20.

Проектирование – постоянная проблема компаний, недостаточно квалифицированных специалистов, говорит директор по развитию «Трансстроя» Павел Турбанов. Но проблема культуры управления проектами шире, считает он: это и действия заказчика, который не всегда готов обосновать расходы, и бюджетирование. «Если деньги не выделяются – тут уже не до культуры», – иронизирует он.