Минтранс настаивает на повышении топливных акцизов

Без повышения топливных акцизов регионам не удастся строить больше дорог, предупреждает Минтранс. Правительство готово на жертвы

Минтранс продолжает настаивать на повышении топливных акцизов на 1 руб. с литра, сообщил вчера министр транспорта Максим Соколов. В увеличении финансирования нуждаются регионы. Деньги им нужны, чтобы выполнить поручение президента Владимира Путина и удвоить в 2013–2022 гг. объемы строительства и реконструкции дорог.

Федеральной дорожной сети срыв поручения не грозит, говорит Соколов, а вот в регионах ситуация сложнее – их дорожная сеть в 10 раз протяженнее федеральной. В ближайшие 10 лет необходимо ежегодно вводить 2940 км региональных трасс против 1000–1600 км в среднем за последние годы. А денег в региональных дорожных фондах не хватает и на текущие нужды (см. график).

Если повысить акцизы, то поступления от сборов можно было бы направлять исключительно в региональные фонды, объяснил Соколов (сейчас 30% сборов идет в федеральный дорожный фонд. – «Ведомости»), причем деньги должны тратиться именно на увеличение объемов строительства и реконструкции.

Сейчас доля акциза в цене бензина – около 17%, а в Европе – не менее 35%, напомнил Соколов: «Вопрос только в том, какую сбалансированную нагрузку в цене на бензин вынесет экономика, и при этом можно будет выполнить задачу [удвоить объемы строительства]».

Правительство уже решило повысить топливные акцизы в 2014–2016 гг.: на 500–700 руб. с тонны для топлива «Евро-4» и «Евро-5», а в 2016 г. – еще на 10%. Такие темпы предложило Минэнерго, у Минфина был более радикальный вариант. В проекте «Основных направлений налоговой политики» на 2014–2016 гг. Минфин предлагал с 2014 г. поднять акцизы для «Евро-4» до уровня «Евро-3». Исходя из действующего Налогового кодекса, для бензина рост акциза мог бы превысить 1300 руб. Но правительство предпочло компромиссный вариант, который позволяет избежать роста цен на бензин, объяснял ранее вице-премьер Аркадий Дворкович. Другие предложения сейчас не рассматриваются, передал он вчера через представителя.

Уже одобренное повышение акцизов позволяет лишь отчасти компенсировать сокращение доходов дорожных фондов из-за стимулирования нефтепереработки, говорит федеральный чиновник, курирующий инфраструктуру, а дополнительный рубль нужен, чтобы можно было выполнить поручение президента. Больше региональные фонды наполнить нечем, утверждает он: во всех странах, где есть дорожные фонды, источники примерно те же, а повышение транспортного налога нереалистично. Минтранс согласен на любые источники пополнения фондов, которые определят правительство и Минфин, говорит Соколов, главное – чтобы они гарантировали постоянные поступления.

Ранее Дворкович говорил, что залатать дыру в дорожных фондах можно за счет увеличившихся доходов от экспортной пошлины на нефтепродукты: они возникли именно благодаря стимулированию нефтепереработки.