Статья опубликована в № 3355 от 30.05.2013 под заголовком: Ни рубля на дороги

Минтранс настаивает на повышении топливных акцизов

Без повышения топливных акцизов регионам не удастся строить больше дорог, предупреждает Минтранс. Правительство готово на жертвы

Минтранс продолжает настаивать на повышении топливных акцизов на 1 руб. с литра, сообщил вчера министр транспорта Максим Соколов. В увеличении финансирования нуждаются регионы. Деньги им нужны, чтобы выполнить поручение президента Владимира Путина и удвоить в 2013–2022 гг. объемы строительства и реконструкции дорог.

Федеральной дорожной сети срыв поручения не грозит, говорит Соколов, а вот в регионах ситуация сложнее – их дорожная сеть в 10 раз протяженнее федеральной. В ближайшие 10 лет необходимо ежегодно вводить 2940 км региональных трасс против 1000–1600 км в среднем за последние годы. А денег в региональных дорожных фондах не хватает и на текущие нужды (см. график).

Если повысить акцизы, то поступления от сборов можно было бы направлять исключительно в региональные фонды, объяснил Соколов (сейчас 30% сборов идет в федеральный дорожный фонд. – «Ведомости»), причем деньги должны тратиться именно на увеличение объемов строительства и реконструкции.

Сейчас доля акциза в цене бензина – около 17%, а в Европе – не менее 35%, напомнил Соколов: «Вопрос только в том, какую сбалансированную нагрузку в цене на бензин вынесет экономика, и при этом можно будет выполнить задачу [удвоить объемы строительства]».

Правительство уже решило повысить топливные акцизы в 2014–2016 гг.: на 500–700 руб. с тонны для топлива «Евро-4» и «Евро-5», а в 2016 г. – еще на 10%. Такие темпы предложило Минэнерго, у Минфина был более радикальный вариант. В проекте «Основных направлений налоговой политики» на 2014–2016 гг. Минфин предлагал с 2014 г. поднять акцизы для «Евро-4» до уровня «Евро-3». Исходя из действующего Налогового кодекса, для бензина рост акциза мог бы превысить 1300 руб. Но правительство предпочло компромиссный вариант, который позволяет избежать роста цен на бензин, объяснял ранее вице-премьер Аркадий Дворкович. Другие предложения сейчас не рассматриваются, передал он вчера через представителя.

Уже одобренное повышение акцизов позволяет лишь отчасти компенсировать сокращение доходов дорожных фондов из-за стимулирования нефтепереработки, говорит федеральный чиновник, курирующий инфраструктуру, а дополнительный рубль нужен, чтобы можно было выполнить поручение президента. Больше региональные фонды наполнить нечем, утверждает он: во всех странах, где есть дорожные фонды, источники примерно те же, а повышение транспортного налога нереалистично. Минтранс согласен на любые источники пополнения фондов, которые определят правительство и Минфин, говорит Соколов, главное – чтобы они гарантировали постоянные поступления.

Ранее Дворкович говорил, что залатать дыру в дорожных фондах можно за счет увеличившихся доходов от экспортной пошлины на нефтепродукты: они возникли именно благодаря стимулированию нефтепереработки.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать