Абрамович оплатил свою долю в "Русале" деньгами Дерипаски

Свой второй крупнейший актив миллиардер также заполучил, вложив минимум собственных средств
О.Королев

В ходе продолжившихся в четверг разбирательств в Высоком суде Лондона по иску Бориса Березовского к Роману Абрамовичу последний признал, что на приобретение своего второго крупнейшего актива - долю в "Русале" - миллиардер также затратил минимум собственных средств. До этого во вторник Абрамович признал, что львиную долю денег на приватизацию «Сибнефти» он получил от предприятий самой компании, которые взяли кредиты под залог будущих поставок продукции.

В феврале 2000 г. предприниматели Лев Черной и Дэвид Рубен с партнерами продали за $550 млн свои алюминиевые активы - акции Красноярского и Братского алюминиевых заводов, Ачинского глиноземного комбината, а также Красноярской ГЭС. По словам Абрамовича, позже одному из продавцов было доплачено еще $25 млн. Березовский утверждает, что он и его партнер Бадри Патаркацишвили были в числе покупателей этих активов. О том, что покупателей было несколько, ранее говорили и продавцы активов. Но сейчас Абрамович это отвергает, настаивая на том, что он был единственным покупателем, как и в случае с "Сибнефтью".

Спустя два месяца, в апреле 2000 г., купленные активы были объединены с активами «Сибирского алюминия» Олега Дерипаски и Михаила Черного. В новой компании, названной «Русский алюминий» ("Русал"), 50% получил «Сибирский алюминий», еще 50% были у подконтрольной Абрамовичу Millhouse Capital. Как выяснилось на сегодняшнем судебном заседании, Дерипаска доплатил за свою долю в объединенной компании $575 млн наличными, т. е. в итоге именно ту сумму, за которую в рассрочку были куплены активы Черного, Рубена и партнеров.

Эту информацию обнародовал адвокат Березовского Лоуренс Рабинович со ссылкой на показания одного из топ-менеджеров из команды Абрамовича - Ирины Панченко. По словам Панченко, сначала был взят кредит в $100 млн у МДМ-банка, а затем, с марта 2000 г., для платежей по этой сделке использовались деньги, вырученные от сделки по слиянию с активами Дерипаски. Часть денег также шла от нефтетрейдинговых компаний, сообщил Абрамович. По его словам, имелся график платежей, поэтому не было необходимости иметь все деньги сразу в распоряжении. Денежная часть сделки с Дерипаской по созданию «Русала» в конечном итоге составляла $575 млн (также Дерипаска внес в совместную компанию свои алюминиевые активы), хотя первый платеж был $300 млн, добавил он.

"То есть в итоге вы для оплаты этих очень ценных активов не расстались ни с какими деньгами, потому что позже получили всю сумму от Дерипаски?" - уточнил адвокат Березовского. "Сделка с Дерипаской покрыла все, что мы должны были заплатить за активы (в первой сделке). В конечном итоге, это очень хорошая сделка", - подтвердил Абрамович.

Адвокат Березовского сообщил, что его доверитель примерно за год до сделки по покупке алюминиевых активов Черного и партнеров приезжал в Красноярск в сопровождении тогдашних "ключевых игроков" алюминиевой отрасли, в том числе Черного, с которыми у Патаркацишвили были хорошие отношения. Кроме того, у Березовского были "хорошие отношения" с тогдашним губернатором Красноярского края Александром Лебедем.

Абрамович подтвердил, что у Патаркацишвили были не просто хорошие, а "очень хорошие" отношения с Черным и его партнерами, и согласился с утверждением адвоката о том, что Березовский помог Лебедю выиграть губернаторские выборы. Он также признал, что о желании Черного и партнеров продать свои алюминиевые активы ему сообщил Патаркацишвили. Кроме того, по словам Абрамовича, именно Патаркацишвили помог урегулировать конфликт между Дерипаской, Лебедевым и еще одним тогдашним влиятельным игроком отрасли - Анатолием Быковым. "Без Бадри [Патаркацишвили] я в этот бизнес и носа бы не сунул, там каждые три дня кого-то убивали, я не хотел иметь дело с таким бизнесом", - пояснил Абрамович.

Несмотря на это, миллиардер подтвердил свою позицию, состоящую в том, что он был единственным покупателем активов, а притязания Березовского и Патаркацишвили безосновательны. Последний, по его словам, был в сделке лишь агентом и получил за нее комиссию. Абрамович продолжил настаивать на своем даже после того, как адвокат обратил его внимание на тот факт, что Патаркацишвили фигурирует в договоре о сделке в качестве одной из сторон.

"Если не знать, что было в реальности, то это можно так прочитать... Акции приобретал тот, кто платил за них. Я понимаю, что по английскому праву это сложно понять, но по российскому это нормальная практика... то, кому в реальности переходят акции, решается на стороне", - заявил Абрамович. "Вы хотите сказать, что мы не должны рассматривать контракт как контракт?" - поинтересовался адвокат. "Да это и не был настоящий контракт, это записка, письмо, документ, описывающий ситуацию", - ответил миллиардер.

"В своих письменных показаниях вы утверждаете по-другому — что вы хотели, чтобы Патаркацишвили, в частности, поставил подпись, чтобы люди знали, что вы с ним одна команда", - напомнил адвокат. "По различным причинам, в частности в интересах безопасности, я не хотел выглядеть единственным акционером, хотя в реальности был единственным... В этом весь смысл «крыши», - ответил миллиардер. Точно так же в ходе дальнейшего обсуждения Абрамович парировал замечание адвоката о том, что в договоре о слиянии алюминиевых активов с Дерипаской фигурировали некие "партнеры" миллиардера. "У меня не было партнеров", - ответил Абрамович, пояснив, что смысл соглашения был в том, что в нем были перечислены объединяемые активы: "В глазах Дерипаски я был за это ответственен, и поэтому в его глазах они были моими партнерами".

В сентябре 2003 г. Абрамович продал 25% «Русала» Дерипаске за $1,578 млрд. Осенью 2004 г. были проданы оставшиеся 25% (сумма сделки не раскрывалась, а по словам Березовского, она составила $450 млн). В 2007 г. в результате слияния "Русала", "СУАЛа" Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника и глиноземных активов Glencore была создана UC Rusal. Акционеры UC Rusal: En+ Дерипаски (47,41%), «Онэксим» Михаила Прохорова (17,02%), Sual Partners Вексельберга и Блаватника (15,8%), Glencore (8,75%).

Березовский надеется отсудить у Абрамовича свыше $5,5 млрд — в такую сумму он оценивает свои потери от невыгодных сделок, якобы навязанных ему Абрамовичем с ведома Владимира Путина. Этот процесс уже стал одним из самых дорогих в британской истории — местные СМИ оценили затраты Березовского на процесс в сумму более 100 млн фунтов.