Стиль жизни
Бесплатный

Русский музей выдает икону XII-XIV вв. в храм при коттеджном поселке

Икона XII-XIV вв. Богоматерь Торопецкая выдается из Русского музея в недавно построенный храм Александра Невского близ подмосковного элитного поселка "Княжье озеро".
http: / /toropets.ru/

Икона XII-XIV вв. Богоматерь Торопецкая выдается из Русского музея в недавно построенный храм Александра Невского близ подмосковного элитного поселка "Княжье озеро", сообщил "РИА Новости" директор департамента культурного наследия и изобразительного искусства Минкультуры РФ Рамазан Колоев.

О выдаче этого образа Министерство культуры ходатайствовало по запросу патриарха Кирилла. По данным СМИ, инициатором переправки хрупкой музейной иконы в "Княжье озеро" явился застройщик поселка, президент группы компаний "Сапсан" и меценат Сергей Шмаков.

"В понедельник 30 ноября реставрационный совет музея и экспертная фондово-закупочная комиссия приняли решение о возможности временного экспонирования иконы при обеспечении оптимальных условий ее хранения и возможности транспортировки в специальном киоте, обеспечивающем должный уровень температуры и влажности", - рассказал Колоев.

Со своей стороны, заместитель директора Русского музея Евгения Петрова добавила, что "в музее сочли нецелесообразным выдачу этой иконы из-за ее состояния и уникальности, однако, учитывая просьбу патриарха и подчиняясь Министерству культуры, мы вынуждены выдать икону". Вместе с тем, по ее словам, "сроки экспонирования были сокращены с года до полугода".

Решение о выдаче образа было принято по итогам работы экспертной комиссии, которая состояла из специалистов музея и Минкультуры. В прошлую пятницу они посетили храм Александра Невского, чтобы на месте оценить обстановку. Как призналась Петрова, "все условия, которые требуются, соблюдены и придраться не к чему".

Кроме того, добавил Колоев, "приход готов заключить договор с Русским музеем на оплату услуг специалистов, которые будут наблюдать за состоянием иконы и контролировать необходимый режим". Предполагается, что икона должна оказаться на новом месте уже 5 декабря, в день, на который назначено освящение храма Александра Невского.

"Подобные выдачи музейных реликвий являются обычной практикой музеев", – сказал директор департамента Минкультуры и привел в пример икону Богоматерь Донская из Третьяковской галереи, посох Пересвета из Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, икону Богоматерь Толгская XVI в. из коллекции Ярославского художественного музея, а также Корсунский Крест из Переславль-Залесского музея-заповедника. Все они в определенный момент выдавались на временное хранение в храмы. "Временная передача святынь древнерусского искусства осуществляется в соответствии с российским законодательством и в интересах верующих", - заключил собеседник агентства.

Богоматерь Одигитрия, именуемая Эфесской, Полоцкой, Корсунской или Торопецкой, датируется предположительно XII-XIV вв.: специалисты Русского музея полагают, что она была написана в XII в. византийским мастером, затем утрачена и в XIV в. восстановлена псковским иконописцем. По данным реставраторов и историков, на оборотной стороне образа был лик Николая Чудотворца, который до наших дней не сохранился.

До 1920-х гг. образ хранился в Торопце в Корсунско-Богородицком соборе. Когда храм был закрыт, икону переместили в местный краеведческий музей, откуда в 1930 г. ее отослали в Русский музей, где она стала одним из древнейших экспонатов. В последние годы община Корсунско-Богородицкого храма, который сейчас восстанавливают, в частности, на средства Сергея Шмакова, несколько раз обращалась к властям с просьбой о передаче ей иконы, однако ответа не получала.

Предыдущая дискуссия, связанная с выдачей иконы из музея в храм, разгорелась в прошлом году, когда Троице-Сергиева лавра пыталась получить в Третьяковской галерее Троицу Андрея Рублева для совершения торжественного богослужения. Троица так и осталась в музее, но тогдашний директор Третьяковки Валентин Родионов в июле 2009 г. был отправлен в отставку.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать