Документальный фильм о крахе богача

Режиссер проследил жизнь американского миллиардера до и после кризиса
Героиня фильма «Королева Версаля» миссис Сигел с детьми/ outnow.ch

«Что все эти люди делают в нашем самолете?» – спрашивает у Джеки Сигел ее сын, впервые оказавшийся в обычном пассажирском лайнере и явно не знающий, что не все летают личными самолетами. «Как зовут моего шофера?» – Джеки сама не в курсе, что к автомобилю, взятому напрокат, обычно не прилагается водитель. Новый документальный фильм американского режиссера Лорен Гринфилд «Королева Версаля» – это портрет семьи миллиардеров Дэвида и Джеки Сигел до и после финансового кризиса 2008 года. Картина в этом году получила приз за режиссуру на кинофестивале «Санденс», где ее приобрела компания Magnolia Pictures. Сейчас фильм идет в 83 американских кинотеатрах, за месяц он собрал около двух миллионов долларов. Для сравнения: документальный фильм «Инсайдеры», получивший «Оскара» в прошлом году, за все время проката выручил 4,3 млн долларов.

В начале фильма Дэвид сидит на троне и рассказывает, что строит самый большой в Америке дом под названием «Версаль», который своим видом должен напоминать о резиденции французских королей («Почему? Потому что я могу себе это позволить!»). Идет 2007 год. У 73-летнего Дэвида и его 43-летней жены, бывшей Мисс Флорида, восемь детей, бессчетное количество домработниц и белых пушистых собак. В старом доме площадью 2,5 тысячи квадратных метров им стало тесно, вот они и решили построить новый, который должен стать самым большим частным домом в Америке – площадью более 8 тысяч квадратных метров.

«Королева Версаля» – фильм об американской мечте, часть которой – наличие собственного дома. Свою финансовую империю Сигел построил на продаже этой самой американской мечты. Сигел – владелец Westgate Resorts, одной из крупнейших компаний, занимающихся тайм-шерингом – продажей права на временное проживание в дорогих домах на курортах. В фильм вошли сцены тренингов, проводимых в Westgate Resorts, напоминающие те, которые устраивал герой Тома Круза в фильме «Магнолия».

История, начавшаяся, как сериал «Настоящие домохозяйки», постепенно превращается, по выражению режиссера, в драму шекспировского размаха. Наступает 2008 год, мыльный пузырь ипотечного кредитования на американском рынке жилья лопается. Богатые тоже теряют деньги. Выясняется, что Сигел не отложил средств ни на образование детей, ни на черный день. Строительство дома замораживается. Джеки приходится умерить свой аппетит в оформлении будущего жилища, уволить двадцать человек обслуги. И хотя избавиться от чувства восстановленной справедливости при просмотре фильма сложно, к концу неожиданно для себя сочувствуешь этой женщине, которая искренне пытается сохранить семью и заботиться о детях и животных. Она укоряет детей, что умерла их домашняя ящерица, потому что ее не кормили. «А я даже не знал, что у нас была ящерица», – замечает проходящий мимо сын. Впрочем, сама Джеки, кажется, оторвана от реальности: «Я не очень в курсе, что происходит, – говорит она на камеру. – Наверное, мне надо посмотреть этот фильм, чтобы понять реальное состояние дел».

Неизвестно, что поняла Джеки, посмотрев «Королеву Версаля». Ее муж после просмотра подал в суд на режиссера Лорен Гринфилд и компанию Magnolia Pictures за клевету.