Как жители Ходынки воюют с застройщиками

Место, где должен был быть парк, неожиданно превратилось в стройку
М.Лысцева/ ИТАР-ТАСС

Когда мы только собирались покупать здесь квартиры, риелторы демонстрировали рекламные брошюры с видами красивого ландшафт­ного парка, на который будут выходить наши окна, – рассказывает Вадим Кравченков, житель комплекса «Гранд-парк» на Ходынском поле. – За семь лет заросший пустырь никто не благоустроил, а в этом году территорию вдруг начали застраивать.

Со стороны комплекса «Гранд-парк», здания которого амфитеатром спускаются к зеленому пустырю, не видно ни котлованов, ни подъемных кранов. Пока картина даже симпатичная. По асфальту вместо машин ездят коляски и велосипеды – это пешеходный Ходынский бульвар. Вдоль него в сквере с газонами и клумбами гуляют дети и собаки. Через бескрайний пустырь, заросший травой, кустами и деревьями, идут люди. Тут высокое небо, сильный ветер – ощущение большого открытого пространства.

– Пока это так, – согласен Вадим, – но давайте поднимемся на крышу.

В подъезд дома № 17 по Ходынскому бульвару мы идем вместе с еще парой встревоженных соседей – участников недавно созданного движения «За наш парк»: они проводят в районе митинги, распространяют информацию среди жителей и собирают подписи под обращениями к чиновникам. Мы едем на лифте на 12-й этаж. С крыши зеленая часть между домами и взлетной полосой бывшего аэродрома уже не выглядит большой. Ближайшая стройка виднеется вроде не в парковой зоне, а справа от нее – возле Ледового дворца.

– Эта стройплощадка просто заняла правый край парка, – поясняет жительница Наталья, – и по документам эта зона до сих пор является природным комплексом, на котором запрещено капитальное строительство.

Перебивая друг друга, жители рассказывают, как зимой неожиданно там появился забор с табличкой «Геолого-изыскательские работы». И началось рытье.

– Мы стали писать запросы в органы исполнительной власти и прокуратуру, – рассказывает Вадим, который работает юристом в девелоперской компании. – Прокуратура отсылает в префектуру, префектура – в другие инстанции, и так по кругу. Добыть детальную информацию невозможно.

В апреле жители собрались на первый митинг «За создание ланд­шафтного парка». Больше 1500 человек подписались под обращением к Собянину с просьбой разбить-таки парк, обещанный десять лет назад правительством Москвы.

Тем временем в СМИ появилась информация о том, что на месте стройки появится станция метро «Ходынское поле». В июле проект представлен мэру, в августе прошли общественные слушания.

– Метро – это хорошо, – рассуждает местный житель Евгений Горькаев, – но почему нет реального диалога? Более того, нам не дают полную информацию! Мы видим, как на стройку регулярно завозят бетонные кольца для прокладки тоннеля. А на общественных слушаниях нам говорят: мы не строим, мы исследуем грунт.

В отсутствие информации и диалога с властью жители Ходынки начали искать информацию по крупицам и читать документы между строк. Так, в проекте планировки станции метро предусмотрена возможность сооружения над ней общественных объектов. Из этой фразы жители сделали вывод: слухи об огромном торговом центре над будущей станцией метро «Ходынское поле», площади в котором уже сдаются, правдивы.

Еще один большой страх – Ходынский бульвар откроют для автомобилей. Статуса пешеходной зоны у бульвара никогда не было, просто лет шесть-семь назад префектура приняла решение перекрыть здесь автомобильное движение. Шанс получить статус появился, когда летом 2012 года префектуры составляли список новых пешеходных зон, которые уже сложились, но официально таковыми не считались. Ходынский бульвар в список не попал, и встревоженные жители решили выйти на новый митинг 8 сентября.

– Представляете, тут на весь район одна огромная школа в конце пешеходного бульвара, – рассказывает житель Олег, гуляющий в парке с коляской. – Только в первый класс пошли 210 детей. Сейчас у нас большинство школьников самостоятельно ходят на учебу и обратно. И сколько семей пострадают, если бульвар откроют для автомобилей?

Благоустроить парк и оставить пешеходную зону – самые важные темы для местных жителей, но на митинге 8 сентября чуть не случилась драка из-за православного храма.

Еще в июле в парке появился деревянный крест выше человеческого роста, рядом – деревянный помост и информационный стенд с планами строительства на этом месте храмового комплекса на территории 1,5 га. Отец Василий, назначенный весной настоятелем возрождаемого храма Преподобного Сергия Радонежского, служит здесь по воскресеньям молебны под открытым небом.

– В плане парка сразу было предусмотрено строительство храма, – говорит он, – поэтому городская власть предлагает нам ориентироваться на это место. Для церковной общины главное, чтобы храм появился на Ходынке, а конкретное место не так уж важно. Но других предложений от власти пока нет.

Участники движения «За наш парк» определили на карте района шесть мест, пригодных для строительства храма. Но чиновники не собираются обсуждать с ними место строительства: общественные слушания по этому вопросу проходят только в отношении церквей, включенных в столичную программу строительства 200 православных храмов. А храм Преподобного Сергия Радонежского, по словам отца Василия, в нее не входит.

– Я сама православная и не против храма, – говорит Наталья, – но боюсь, что строительство одного капитального объекта повлечет массовую застройку всей земли, на которой предполагалось разбить парк.