Менеджмент
Бесплатный
Римма Авшалумова
Статья опубликована в № 2446 от 18.09.2009 под заголовком: Добровольцы от бизнеса

Корпоративное служение обществу вместо социальной ответственности

Сокращая расходы, в том числе на социалку, компании тем не менее все чаще вовлекают сотрудников в необычные волонтерские программы

Несмотря на общее урезание бюджета на социальные программы, две трети расходов сохранились, – рассказывает Елена Феоктистова, руководитель центра корпоративной социальной ответственности и нефинансовой отчетности РСПП. – Зато теперь компании более тщательно выбирают приоритетные направления. И это только в плюс. Когда в конце 2008 г. мы с экспертами обсуждали возможные сюжеты развития ситуации, прогнозы были более пессимистичными».

Волонтер по специальности

В октябре 2009 г. Алина Козырева на месяц уедет волонтером на Филиппины. Выдержав конкурс 50 человек на место, инженер программного обеспечения IBM в России и СНГ получила право принять участие в глобальной программе IBM «корпоративного служения обществу».

«Не просто волонтером, а волонтером по специальности в международной команде! – подчеркивает Козырева. – Нам надо будет за несколько месяцев создать виртуальную команду, которая станет реальной только на один месяц и будет совместно решать различные вопросы, возникающие конфликты, помогать друг другу, четко ставить задачи и добиваться поставленной цели в условиях различного восприятия мира – это как раз то, ради чего я решилась участвовать в программе IBM’s Corporate Service Corps».

Волонтерский корпус IBM (программа IBM’s Corporate Service Corps) появился в 2008 г. За полтора года существования программы в ней приняли участие несколько сотен сотрудников компании, прошедших строгий конкурсный отбор, в их числе три – из российского подразделения.

Команды в течение нескольких месяцев работают над проектами общественного сектора – оказывают помощь на безвозмездной основе. Рассчитывать на помощь IBM могут небольшие некоммерческие организации, развивающие сельский туризм или предоставляющие социальные услуги, центры поддержки малого бизнеса, школы, университеты, муниципалитеты развивающихся стран и стран с переходной экономикой. В 2008 г. первые команды волонтеров отправились в Гану, на Филиппины, в Румынию, Танзанию и Вьетнам. В 2009 г. программу расширили за счет Бразилии, Китая, Индии, Малайзии и Южной Африки.

«Таким образом IBM помогает найти новые, нестандартные пути развития организации, разработать новый тип услуг для населения либо просто помочь освоить новые технологии и тем самым сократить так называемый цифровой разрыв», – говорит Татьяна Кипчатова, руководитель корпоративных социальных программ IBM в России и СНГ. Работа над каждым отдельным проектом занимает около шести месяцев. После зачисления в корпус волонтеров в течение трех месяцев идет подготовительная работа. Затем команды группами по 8–10 человек выезжают на места на четырехнедельное задание. Еще несколько месяцев уходит на подведение итогов. Предпроектная и постпроектная работа ведется без отрыва от основных обязанностей, рассказала Кипчатова.

Бриллиантовый помощник

В российском подразделении компании «Амвэй» нашли способ вовлечь в программы социальной ответственности не только сотрудников, но и независимых предпринимателей (так в компании принято называть дистрибуторов). Все дистрибуторы, достигшие «бриллиантового уровня» (высший уровень по планам продаж), получают чеки на благотворительные цели в сумме от 1500 до 2500 евро. Компания не дает им денег напрямую, но дистрибуторы могут выбрать, кому оказать помощь, и деньги будут переведены. «Бриллиантовыми» пока стали лишь 110 дистрибуторов из 47 000, а на программу компания потратила 129 000 евро.

«Мы поставили перед собой задачу максимально вовлечь дистрибуторов участвовать в программах КСО, – говорит Ирина Платонова, ведущий специалист по корпоративной социальной ответственности «Амвэй». – У нас есть ряд других волонтерских программ, когда сотрудники и дистрибуторы занимаются уборкой и благоустройством территорий в детских домах и больницах. Одна программа направлена на адаптацию и профориентацию детей в детских домах. Мы уже помогли обустроить столярную мастерскую и парикмахерскую в одном из детдомов Подмосковья, приобрели оборудование для пекарни и доильные аппараты для детского дома в Чапаевске. А наши партнеры из фонда «Северная корона» договорились о проведении специальных занятий с преподавателями местных техникумов».

По словам Феоктистовой из РСПП, многие компании, положение которых достаточно стабильно, в частности нефтяной сектор, свои расходы на социальные программы не сократили вовсе. Среди тех, кто попал в сложную ситуацию, но продолжает выполнять все социальные обязательства перед сотрудниками и сумел организовать переподготовку и обеспечить новыми рабочими местами высвобожденный персонал, Феоктистова особо отметила «Северсталь» и «Алкоа».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать