Почему растет спрос на мелкий туристический бизнес

Рынок туруслуг упал в прошлом году и до сих пор не восстановился
По словам исполнительного директора Re:Sale Expert, наибольшим спросом пользуются фирмы, специализирующиеся на внутрироссийских направлениях: Байкал, Камчатка, Крым/ Е. Кузьмина/ Ведомости

Спрос на мелкие туристические фирмы в 2015 г. вырос на 30% по сравнению с тем же периодом 2014 г. – таковы выводы проведенного бизнес-брокером Re:Sale Expert исследования. Компания проанализировала рынок туристического малого бизнеса, выставленного на продажу. Несмотря на то что в конце прошлого года из-за падения спроса россиян на заграничный отдых закрылись многие туристические фирмы, сегодня за мелкими турагентствами потенциальные покупатели выстраиваются в очередь, утверждает Елена Воропаева, партнер компании Re:Sale Expert. Всего в месяц реализуется по 30–50 компаний. По оценке Re:Sale Expert, начальная цена туристической фирмы составляет 500 000 руб., средняя цена предприятия – 2 млн руб. По словам Павла Горбова, исполнительного директора Re:Sale Expert, наибольшим спросом пользуются фирмы, специализирующиеся на внутрироссийских направлениях: Байкал, Камчатка, Крым.

А основными покупателями турфирм, по словам Горбова, сегодня являются крупные сетевые операторы, они приобретают больше половины всех выставленных на продажу компаний. Как пояснил Горбов, главная ценность турфирмы для покупателя – персонал, клиентская база и долгосрочные договоры с перевозчиками и провайдерами гостиничных услуг. А материальные активы вроде мебели и компьютеров имеют второстепенное значение.

Почему продают

В 35–40% бизнес продают из-за смены места жительства его владельцев. В 30% – из-за конфликта соучредителей. 25% турагентств продается по семейным обстоятельствам. Еще 5–10% владельцев стремятся сбыть свои фирмы с рук, потому что не справляются с управлением, по данным Re:Sale Expert.

Re:Sale выяснила, почему владельцы продают свои фирмы. Собственники большинства турфирм элементарно не умеют вести дела, не скрывает Горбов. В кризис нужно заниматься оптимизацией расходов, но никто не знает, как это делать. Вот бизнесмены и спешат избавиться от бремени, пока показатели не ухудшились.

Крупные туроператоры не согласны с выводами Re:Sale Expert. По словам Анны Подгорной, гендиректора «Пегас туристик», направление внутреннего туризма выросло далеко не так сильно, как это декларируется во многих отчетах. Популярным и привлекательным, по ее мнению, оно стало из-за запрета на выезд большого количества госслужащих, а также потому, что российскими турами начали заниматься крупные операторы. На выездной туризм спрос из-за роста курсов валют упал за последний год примерно на 30%, продолжает Подгорная. По ее словам, многие покупают готовую турфирму с целью расширить свой бизнес новым направлением: например, фирма, специализирующаяся на пляжном отдыхе, хочет заняться также горными лыжами. Однако в бизнес, купленный дешево, нужно еще инвестировать, говорит Подгорная. А для этого нужны свободные деньги, которые сейчас мало у кого есть.

«Деньги у людей есть, – не соглашается Горбов. – Как и несколько лет назад, турфирмы сейчас в основном покупаются как игрушки – в качестве подарков для жены, матери, бабушки и т. д. Многие считают, что этот бизнес дешев и легок в управлении, ведь главное в нем – найти клиента, подобрать ему тур и заключить договор. Другой вопрос, насколько успешно это могут делать те, кто к туризму не имеет никакого отношения».