Банки остановили платежи лояльным западным правообладателям

С невозможностью перевести средства столкнулись музыкальные и книжные издательства
Евгений Разумный / Ведомости

Российские компании, сотрудничающие с зарубежными правообладателями, столкнулись с проблемой выполнения финансовых обязательств перед своими партнерами по действующим лицензионным контрактам. После указа президента России Владимира Путина о новом механизме выплат в рублях для «недружественных» правообладателей, который был подписан в конце мая, российские банки приостановили платежи в валюте зарубежным лицензиарам. Об этом рассказали «Ведомостям» гендиректор издательства «Эксмо» Евгений Капьев и Захар Назаренко, гендиректор лицензионного агентства Megalicense (представляет в России интересы бренда Hello Kitty и Sony Pictures).

Ряд музыкальных лейблов столкнулись с отказом банков переводить деньги зарубежным правообладателям, говорит и Никита Данилов, гендиректор Национальной федерации музыкальных индустрий (НФМИ, объединяет в России музыкальных мейджоров Universal Music Russia, Warner Music Russia и Sony Music Entertainment). О проблеме с платежами зарубежным лицензиарам рассказывают и два топ-менеджера медиакомпаний. «Ведомости» направили запросы крупнейшим российским видеосервисам.

Указ требует платить в рублях через спецсчет типа «О» в уполномоченном российском банке правообладателям из стран, которые ввели санкции против России. Другие подпункты распространяют действия указа на компании, которые публично поддержали санкции, или запретили после 24 февраля 2022 г. использовать в России свои объекты интеллектуальной собственности, или приостановили работу в нашей стране, или дискредитировали российскую армию и т. д. Но если правообладатель из недружественной страны исполняет условия контрактов, его новый механизм расчетов касаться не будет.

Но, по словам собеседников «Ведомостей», сейчас банки, ссылаясь на указ президента, блокируют валютные платежи даже в пользу тех правообладателей, которые продолжают исполнять обязательства по договорам. Эти лицензиары не должны подпадать под критерии, установленные в указе президента.

Как отмечает Капьев, «Эксмо» сейчас не может рассчитаться с агентствами Andrew Nurnberg (представляет агентов и правообладателей Рэя Брэдбери, Кадзуо Исигуро, Айзека Азимова, Чарльза Буковски и т. д.), Nova Littera (права на книги Артура Кларка, Дэвида Геммела, Виктории Шваб и т. д.). Данилов и Назаренко не назвали адресатов зависших платежей.

Капьев и Данилов не раскрывают, с какими банками возникли проблемы. По словам Назаренко, в проведении валютных платежей зарубежным партнерам Megalicense было отказано в СДМ-банке, Металлинвестбанке, Газпромбанке. По словам двух топ-менеджеров медиакомпаний, у них платежи не принимали в Росбанке и банке «Авангард».

«Ведомости» направили запросы в банки из топ-35 рэнкинга по активам «Интерфакс-ЦЭА», а также в указанные лицензиатами банки. На момент публикации банки не ответили на запросы. Представитель Росбанка от комментариев отказался.

НФМИ обращалась в ЦБ за получением разъяснений, говорит Данилов, но там сообщили, что разъяснения по этому вопросу должно дать Минэкономразвития. Министерство было наделено такими полномочиями, следует из обнародованного 7 июня постановления правительства, принятого во исполнение указа президента. «В ближайшее время мы направим запрос и в Минэкономразвития и надеемся на скорейшее разъяснение регуляторов», – говорит Данилов.

Представитель министерства заявил «Ведомостям», что данный вопрос «находится в компетенции ЦБ», и предложил обратиться туда. В пресс-службе ЦБ на момент публикации не ответили на запрос «Ведомостей».

Главным образом, как считают Капьев и Назаренко, требует пояснения вопрос о том, как можно доказать, что правообладатель ведет себя «дружественно», чтобы получить возможность оплатить ему лицензионное вознаграждение. По словам Назаренко, Megalicense предоставляло банкам информацию о том, что правообладатели-партнеры не ушли с рынка и добросовестно выполняют обязательства, но банки на это не отреагировали.

«Указом не предусмотрены прямые запреты платить в валюте. Но поскольку, по сути, сейчас ответственность лежит на банках, им в сложившейся ситуации проще отказать», – резюмировал Капьев.

Указ не отвечает на вопрос, кто и как должен оценивать выполнение условий договора между правообладателем и российским лицензиатом, соглашается основатель юридической компании KIP LegalTech Павел Катков. По его мнению, банки очевидно заняли выжидательную позицию: «Лучше затянуть платежи и даже получить иск от клиента, чем сделать неверный шаг. Раньше подобные инструкции давал ЦБ, а в данном случае это лично президент, да еще и на фоне и в косвенной связи с СВО».

Если вопрос затянется, то юристы банков найдут формальные лазейки, чтобы не проводить такие платежи, даже если дело дойдет до суда, резюмировал Катков.

Раньше до разъяснений ЦБ или поправок в законы банки, например, могли не пропускать транзакции, опираясь на 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», напоминает член правления Ассоциации по защите авторских прав в интернете Максим Рябыко: «По нему у банков есть не только полномочия отказаться от транзакции, но и право не сообщать причину, а просто сослаться на закон».

Вероятно, российские банки пытаются снизить риски заморозки транзакций российских лицензиатов в зарубежные банки, говорит директор департамента внутреннего аудита и управления рисками ФБК Роман Кенигсберг. «Выплаты «недружественным» правообладателям, как правило, проходят через цепочку зарубежных банков, любой из которых может заблокировать платеж», – объясняет он. Может возникнуть ситуация, когда российский банк уже списал деньги, а правообладатель их не получил и считает, что лицензиат не выполнил своих обязательств, резюмирует Кенигсберг.