Конец света в отдельно взятом месте


Новая московская галерея WAM является подразделением журнала по искусству с очень странным кентаврическим названием - WAM (World Art Mузей). Издание несколько двусмысленное - шикарные полосные иллюстрации сопровождаются добротными и обстоятельными искусствоведческими текстами. Но галерея при столь гламурно-академическом журнале, как оказалось, занимается только актуальным искусством, открылась она выставкой великого провокатора Константина Звездочетова. Следующую экспозицию задумали как некий культурологический эксперимент. Пригласили отечественных комиксменов и предложили им проиллюстрировать не больше и не меньше, как "Откровение Иоанна Богослова".

Комиксмены, конечно, согласились с радостью. И история очень завлекательная, а изобразить джентльмена, из уст коего выходит острый с обеих сторон меч, не представляет никакого труда. Егор Ларичев, главный редактор WAM, написал в пресс-релизе, что "выставка - первая проба совмещения двух культурных парадигм: христианской-апокалиптической и комиксной-масскультовой". Но, как оказалось, непроходимой границы между этими культурными слоями никогда, в сущности, и не было. Во-первых, Супермен, Человек-паук или люди Х непременно должны спасти человечество от грозящего Апокалипсиса. Причем конец света, по обыкновению, наступает по причине непродуманного использования технологий. Но и сами спасители - это некие суккубы, порожденные радиоактивностью или вредными выбросами промышленных предприятий. То есть создателям комиксов нет никакого смысла рассказывать об одном старом учении, в согласии с которым Апокалипсис уже наступил. Только люди никак не желают признать этот очевидный факт. А вот производители и потребители комиксов готовы увидеть своими глазами и Деву, облаченную в солнце.

Следует также отметить, что и сами отечественные комиксмены тоже, как это ни странно, очень косвенно относятся к сфере массовой культуры. В России комиксы так и не приобрели достаточного числа читателей-почитателей. Рисованные истории на темы по "Молодой гвардии" или "Борис Акунин в комиксах", судя по всему, пока еще вовсе не пользуются столь уж бешеной популярностью.

Зато сложилась некоторая субкультура, представители которой и были приглашены для участия в проекте галереи WAM. Участники этого движения, причисляющие себя к группе "Люди Мертвой Рыбы", похоже, позиционируют себя как некий особый художественный и параинтеллектуальный проект. Не случайно они уже не в первый раз участвуют в художественных выставках: при поддержке посольства Японии они делали выставку "русских манга" на ярмарке "Арт-Москва" в прошлом году. Более того, в компанию комиксменов затесался и деятель современного искусства - известный художник Георгий Литичевский, который с середины 90-х работает с жанром комиксов, но печатает их не в желтой прессе, а в самом интеллектуальном издании по современному искусству - "Художественном журнале". Причина его приверженности жанру комикса на выставке выражена очень ясно. В его варианте Апокалипсиса некий художник с бородой отображает кистью на холсте "Последний день Вавилона", Вавилонская блудница оказывается перформансисткой. А персонаж, очень похожий на самого Литичевского, "просто рисует комикс" о том, как рухнула центральная гостиница. Так что получается, что усилия организаторов выставки, основанные на наивном противопоставлении высокого и низкого, привели к очень парадоксальному результату.