Sony положилась на Стрингера


Назначение Стрингера свидетельствует о стремлении корпорации самым радикальным образом реструктурировать свой основной бизнес – производство бытовой электроники. Sony, инженеры которой придумали кассетный аудиоплейер Walkman и доминирующую на рынке игровых приставок Play Station, “прозевала” развитие Интернета и стремительно теряет позиции под натиском куда менее именитых конкурентов. Компания проиграла борьбу за лидерство в сегменте телевизоров с плоским экраном, а корпорация Apple Computer нанесла ей новый удар, выпустив на рынок цифровой музыкальный плейер iPod и организовав он-лайновую службу iTunes, которая позволяет совершенно легально скачивать музыку из Интернета. В финансовом году, завершающемся 31 марта, норма операционной прибыли Sony, по расчетам ее собственных аналитиков, не превысит 1,5%. Между тем к 2007 г. Sony планировала довести этот показатель до 10%. Результаты Sony выглядят бледно и на фоне конкурентов: например, у ее давнего соперника, Matsushita Electric Industrial, норма прибыли в этом финансовом году составит 3,5%.

В неудачах корпорации многие винят 67-летнего Нобуюки Идеи, который сделал ставку на экспансию в индустрии развлечений. По свидетельству инсайдеров, Идеи стремился “встряхнуть” компанию и повысить боевой дух сотрудников. Теперь этим займется Стрингер. Впрочем, Идеи останется рядом с новым руководителем в качестве консультанта.

Основная задача Стрингера – оживить деятельность подразделения по производству бытовой техники. В последнем квартале оно принесло Sony 70% доходов, но всего 36% совокупной операционной прибыли в размере $1,32 млрд.

Выбрав Стрингера на пост руководителя Sony, совет директоров принял смелое решение не только потому, что новый гендиректор – иностранец и не говорит по-японски. У Стрингера нет технического образования – в Оксфорде он специализировался на изучении новой и новейшей истории. Кроме того, несмотря на то что Стрингер управляет операциями Sony в США из Нью-Йорка, в последнее время он все больше времени проводит в Англии, где живут его жена и дети.

Появление гендиректора-иностранца станет серьезной встряской для компании, которой до сих пор управляли из Токио. Как утверждают в Sony, Стрингер в столицу Японии переезжать не станет, а будет бывать в штаб-квартире наездами из Нью-Йорка. Тем более что обязанности главы американского подразделения Sony с него, похоже, снимать не собираются.

Стрингер родился в столице Уэльса – Кардиффе, а в 1985 г. получил американское гражданство. Почти 30 лет он проработал в корпорации CBS: сначала – журналистом, затем – продюсером, а со временем “дорос” до руководящих должностей. В 1974–1976 гг. Стрингер получил девять премий Emmy в качестве сценариста, режиссера и продюсера различных программ.

В 1988–1995 гг. он уже был президентом CBS и, таким образом, отвечал за все вещание корпорации и руководил развлекательными, новостными и спортивными телеканалами и радиостанциями. А 31 декабря 1999 г. за особые заслуги в бизнесе королева Британии Елизавета II даровала ему рыцарское звание.

В Sony Стрингера 10 лет назад пригласил Идеи. Стрингер вспоминает, как Идеи пригласил его в Токио, отвел в ресторан суши, где подавали живых креветок, которые прыгали на раскаленном блюде. Идеи протянул американцу конверт с листком бумаги, на котором были перечислены кое-какие обязанности и указана сумма вознаграждения. Так мало Стрингер не зарабатывал уже лет 15. Но, несмотря на протесты друзей и знакомых, он согласился.

Стрингер резко улучшил показатели американского подразделения. 10 лет назад Sony пришлось списать $3,2 млрд из-за неэффективной деятельности голливудской студии, которую корпорация купила в 1988 г. С приходом Стрингера в действие был введен так называемый Project USA, который предусматривал увольнение 9000 сотрудников и позволял экономить в среднем по $700 млн в год. Сегодня Sony Pictures Entertainment регулярно поставляет на рынок мировые хиты, в том числе знаменитого “Человека-Паука”. В IV квартале прошлого года операционная прибыль этого подразделения достигла $178 млн (13% совокупной операционной прибыли всей корпорации).

Стрингеру удалось наладить отличные контакты с руководством корпорации в Токио. В отличие от многих американских топ-менеджеров Sony, которые всеми правдами и неправдами пытаются избегать поездок в Токио, Стрингер бывал там регулярно и даже пытался учить японский – пока не понял, что все руководители корпорации отлично говорят по-английски.

В заявлении, опубликованном по случаю своего назначения, Стрингер выразил надежду, что сможет использовать свой “американский” опыт для оздоровления глобального бизнеса корпорации. А Идеи, не поскупившийся на похвалы “видению” Стрингера, сообщил, что новое руководство “сосредоточит усилия на активизации деятельности всей Sony Group”. (WSJ, 7.03.2005, Екатерина Кудашкина)