Причуды управляющих


По ту сторону океана

Управляющий $15-миллиардным хедж-фондом Пол Тьюдор Джоунс привык отмечать Рождество с размахом. Его дом на берегу Атлантического океана в Гринвиче украшают десятки тысяч фонариков, так что он становится похожим на поместье Тара из “Унесенных ветром”. Для проезжающих мимо водителей радиостанция играет рождественские мелодии, и Джоунсу приходится специально нанимать полицейских для регулирования движения. На рождественских вечеринках гостей развлекают знаменитости: на одной из них, к примеру, выступали Rockettes. После Рождества Джоунс с семьей на собственном самолете летит отдыхать – в Зимбабве или Австралию.

Впрочем, всем этим удивить Гринвич трудно – в этом городе обосновалось немало управляющих хедж-фондами. Этим летом Рэй Дэйлио, основатель и президент Bridgewater Associates с $150 млрд под управлением, устроил сбор средств для благотворительного фонда своего сына, который помогает больным детям в китайских приютах. Сначала гостей развлекали Allman Brothers Band, знаменитая исполнительница блюзов Бонни Райт и саксофонист Брэнфорд Марсалис. Затем был благотворительный аукцион, на котором гости боролись за право сыграть в гольф с режиссером Биллом Мюррейем, провести отпуск на яхте на Майорке или в особняке в Манхэттене. Всего собрали $1,2 млн, причем четверть суммы пожертвовали управляющие хедж-фондами.

Нынешнюю ситуацию на рынке хедж-фондов сравнивают с бумом доткомов второй половины 90-х гг. Менее чем за 10 лет многие управляющие стали мультимиллионерами. Сейчас в мире более 8000 хедж-фондов с активами $1,2 трлн. По данным Hedge Fund Research (HFR), в 2005 г. в среднем они заработали инвесторам 9,3% дохода. А по данным Alpha magazine (принадлежит Institutional Investor), вознаграждение 26 самых “дорогих” управляющих хедж-фондами в среднем составило $363 млн, или на 45% больше, чем в 2004 г.

Но, как и любой другой бум, этот тоже может кончиться крахом. По данным HFR, в этом году в среднем доход хедж-фондов составил 11%, а в 1999 г. инвесторы заработали 31%. Недавно сектор пережил потрясение из-за банкротства расположенного в Гринвиче Amaranth Capital, за два месяца потерявшего более $6 млрд. Пока же деньги льются рекой – хедж-фонды, по сути, создали собственную культуру с роскошными вечеринками, дорогой недвижимостью, спортивными автомобилями и коллекциями, достойными музеев. Благодаря электронным торгам управлять инвестициями можно практически из любой точки мира. Самые модные места – это американский Гринвич, Лондон, Гонконг и Сидней.

В Туманном Альбионе

Четыре года назад 86% активов хедж-фондов приходилось на США, сейчас – всего 60%. На 2-е место вышел Лондон с 90% активов европейских хедж-фондов. Здесь хедж-фондам приглянулся аристократический район Мэйфэр. Раньше дорогие рестораны, антикварные магазины и легендарные клубы, как, например, Annabelle, были вотчиной членов королевской семьи и их друзей, теперь же их обычные посетители – молодые трейдеры в джинсах и свитерах. В частном клубе Morton никого не удивляет, когда трейдеры заказывают вино по $8000 за бутылку.

Особой любовью хедж-фондов пользуется здание на Керзон-стрит, в котором раньше располагалась британская служба безопасности MI5. Теперь его называют Hedge Fund Hotel, потому что работающие в нем контролируют активы на $5 млрд. Популярность Мэйфэр связана также с его расположением рядом с фешенебельным Вест-Эндом, где живут инвестбанкиры, которых переманивают к себе хедж-фонды.

В Лондоне благотворительность тоже в почете. В мае около 1000 трейдеров, а также банкиры, бухгалтеры и юристы собрались в бывшей резиденции королевской семьи Мальборо-Хаус. Гостей, одетых в вечерние костюмы, встречал 42-тонный механический слон. Перед ними выступал Элтон Джон и акробаты, нырявшие в аквариумы с рыбой. В тот вечер для бедных детей собрали $36 млн. Главные лоты аукциона – картины Дамиена Херста, занятие йогой со Стингом и урок игры на гитаре с Крисом Мартином из Coldplay.

Обычные развлечения по размаху не уступают благотворительным мероприятиям. Этим летом на вечеринку к управляющему Ноэму Готтесману гости прибывали на вертолетах. Рядом с домом хозяина для них были приготовлены колесо обозрения, воздушный шар и более двух десятков игровых автоматов.

Управляющие хедж-фондами потеснили английских аристократов еще в одной традиционной сфере – игре в поло. “Без управляющих хедж-фондами поло было бы более тихим спортом, – говорит известный игрок Джэк Кидд, – именно они закачивают в него деньги”. Недавно Кидд продал свое поле для игры в поло управляющему фондом Moore Capital Луису Бейкону. Управляющий хедж-фондом Man Financial Джон Вентцель подарил клубу Exhibit A $20 000 на покупку цифрового табло и трибуну для зрителей на 50 мест. Игра в поло – это “чистый адреналин”, говорит Вентцель, и “дешевый способ войти в круг избранных”.

Еще одно направление благотворительности – искусство. Раздел экспозиции галереи современного искусства “Тейт”, где выставлены сюрреалисты, в том числе Сальвадор Дали, теперь носит имя Готтесмана. Владелец британского хедж-фонда Майкл Хинтц и его жена Дороти подарили $3 млн Музею Виктории и Альберта. Хинтц полагает, что эти пожертвования ничем не отличаются от благотворительности других времен. “Посмотрите на XIX век, там будут Карнеги и лорд Шафтсбери, – отмечает он, – люди всегда это делают”.

Изменяя привычный уклад

В Гонконге индустрия хедж-фондов еще очень молода: она развивается по мере роста интереса инвесторов к Китаю. “За последний год сюда пришли все основные игроки”, – рассказывает гендиректор Oria Capital Дженнифер Карвер. После того как Oria Capital подписала новый контракт на аренду офиса, цены на аренду подскочили на 60%. Случалось, что цены вырастали вдвое, потому что крупным хедж-фондам, например Citadel Investment Group и Och-Ziff Capital Management Group, нужно много места, добавляет она.

В Австралии за последние три года активы хедж-фондов выросли втрое – до $26 млрд. “Управляющие покупают виноградники, берут в аренду острова, захаживают на аукционы по искусству, – говорит управляющий директор Principle Advisory Services Лес Фэллик, – к дилерам Ferrari они приходят, держа бумажник наготове”. Но до американского размаха австралийским хедж-фондам пока далеко. Управляющий директор Vertex Capital Management рассказывает, что ему понадобилось шесть лет, чтобы собрать $200 млн. “Здесь многие управляющие по-прежнему сидят с ноутбуками на пляже”, – говорит директор агентства Axiss Гэри Джонстон.

А вот американский Гринвич полностью сменил облик. Долгое время здесь были только загородные клубы, дорогие частные школы и поместья американских магнатов. Здесь вырос президент Джордж Буш и живут гендиректора Colgate-Palmolive и PepsiCo. Всего лишь в 30 милях расположен Манхэттен. Но теперь в городе становится все больше управляющих частными активами, которых легко узнать по синим рубашкам и брюкам цвета хаки. Отсюда осуществляется управление примерно 6% активов мировой индустрии хедж-фондов, здесь живет несколько сотен управляющих. И когда бывший председатель Комиссии по ценным бумагам и биржам США Ричард Бриден открывал собственный хедж-фонд, он выбрал именно Гринвич. С начала года, по данным риэлторской David Ogilvy & Associates, 69 домов в городе были проданы более чем за $5 млн каждый. Сейчас продается порядка 50 домов ценой выше $10 млн.

Старожилам Гринвича новые жители города явно не по душе. “Они пришли, заработали кучу денег, понастроили огромных ужасных домов”, – жалуется бывший консультант, а теперь пенсионер Стивен Уэллс, семья которого живет в Гринвиче со времен войны за независимость. “Они думают, что имеют право. У всех в Гринвиче много денег, но у этих еще больше”, – добавляет он. (WSJ, 16.12.2006, Татьяна Бочкарева)