Управлять звездами


Еще в середине прошлого года CAA наделало немало шума, неожиданно наняв нескольких весьма влиятельных спортивных агентов, например Тома Конлона и Кена Кремера (они представляют интересы игроков американского футбола Пейтона и Эли Мэннингов и Ладэниана Томлинсона), а также Кейси Клоуз (агента известного бейсболиста Дерека Джетера).

А в начале этого года САА вновь попало в не совсем привычную для себя рубрику мировых газет. Именно благодаря ему была заключена рекордная сделке между футболистом Дэвидом Бекхэмом и американским футбольным клубом Los Angeles Galaxy. За каждый год игры в клубе Бекхэм получит $10 млн, а с учетом рекламных контрактов и прав на часть прибыли за весь срок контракта (пять лет) Бекхэм может заработать до $250 млн.

К середине января САА планировало завершить еще одну сделку и приобрести спортивное агентство Леона Розе, которое представляет интересы звезд Национальной баскетбольной ассоциации Леброна Джеймса и Алена Айверсона. Эта сделка поможет CAA утвердиться в еще одном популярном виде спорта – баскетболе.

Руководители САА весьма неохотно рассказывают о своих планах. Их можно понять. Решение о выходе в новую нишу скорее всего связано с растущей конкуренцией со стороны традиционных актерских агентств. К тому же нельзя сказать, что CAA действительно комфортно себя чувствует в мире спорта.

Ясно одно: профессиональный спорт превращается в составную часть международной индустрии развлечений, где правят законы Голливуда и звезды могут зарабатывать рекордные суммы благодаря рекламным контрактам. Но между миром профессионального спорта и Голливудом есть и большие различия. Если за роль в фильме агентство получает около 10% актерского гонорара (который может составлять до $20 млн), то спортсмены редко платят своим агентам более 5%, а шансы заключить выгодный рекламный контракт есть только у звезд первой величины. Таких, как Бекхэм.

“Игрокам калибром поменьше рекламные контракты не светят”, – рассказывает Ли Стайнберг, бывший спортивный агент звезды американского футбола Мэтта Лейнарта (с весны прошлого года интересы спортсмена представляет САА). Однако и на спортсменах можно неплохо заработать, говорит Стайнберг.

Низким комиссионным по сделкам с рядовыми игроками спортивные агенты могут противопоставить постоянный поток клиентов по каждому из ведущих видов спорта и таким образом обеспечить компании стабильную прибыль. Другой выход из ситуации – тесное сотрудничество с несколькими суперзвездами.

Некоторые конкуренты САА по спортивному бизнесу склоняются ко второму варианту. Именно в этом направлении движется и легендарное агентство IMG, основанное в 1960 г. спортивным агентом Марком Маккормаком. В 2004 г. компанию за $750 млн приобрел Тедди Форстман, и с тех пор стратегия IMG изменилась: компания диверсифицировала свою деятельность, и теперь, вместо того чтобы держать большой штат агентов (которые все чаще находят новое пристанище в САА), IGM занимается дизайном полей для гольфа и распространением спортивного контента в новых форматах СМИ.

Другая сложность, с которой постоянно сталкиваются спортивные агенты, – высокая степень неопределенности. Далеко не всегда легко оценить, сколько денег агентство получит от работы с той или иной звездой спорта. Вот как журнал Sports Business Journal описывает историю баскетболиста Леброна Джеймса. Летом 2006 г. Джеймс неожиданно продлил текущий контракт с клубом Cleveland Cavaliers еще на четыре года. Сумма нового контракта оценивается примерно в $60 млн. Это значит, что первые комиссионные за этого спортсмена его агентство получит лишь через несколько лет. Юная звезда баскетбола также заключил выгодные рекламные контракты с несколькими торговыми сетями и компаниями, в том числе семилетнее соглашение с Nike, которое оценивается в $90 млн. Но маркетинговыми сделками управляет не агент спортсмена, а его бизнес-менеджер Маверик Картер.

По мнению конкурирующих компаний, агентская деятельность в системе спорта опасна еще и резким контрастом со сферой шоу-бизнеса, в которой привыкло работать САА. Если директора студии или продюсера можно уговорить на сотрудничество сразу с несколькими актерами агентства или на контракт с малоизвестным артистом, пообещав в будущем контракт со звездой, то спортивные клубы гораздо тщательнее подходят к подбору игроков.

“Способность сделать конкурентное предложение для среднего спортсмена зависит от ценности этого игрока на рынке и степени заинтересованности клубов, число которых не так велико”, – говорит Кейси Вассерман. Его агентство Wasserman Media Group представляет интересы бейсболиста Номарра Гарсиапарры и баскетболиста Трейси Макгрейди. “В спортивном бизнесе на связях и авторитете далеко не уедешь”, – считает Вассерман.

Однако это не охлаждает пыл многих голливудских агентств: они все так же стремятся выйти на рынок спортивного менеджмента. Агентство William Morris Agency, которое в свое время представляло Фрэнка Синатру, теперь сотрудничает с несколькими известными спортсменами, в том числе теннисисткой Сереной Вильямс и гольфисткой Мишель Вие. Пробует свои силы в спорте и Gersh Agency, известное благодаря сотрудничеству со звездами ТВ и кино.

Среди множества актерских агентств, ищущих удачи в спорте, самых заметных успехов добилось лишь CAA. Но даже для него одна сфера скорее всего окажется неприступной крепостью: вряд ли агентство сумеет подыскать спортсменам ведущие роли в кино и сериалах. Почти никому из выдающихся спортсменов не удалось добиться успеха в кино. Например Лэнс Армстронг появился в фильме “Вышибалы”, но лавров не снискал. За несколько десятилетий относительным успехом можно назвать лишь эпизодическую роль, которую бывший футболист О. Дж. Симпсон сыграл в комедии “Голый пистолет”. (WSJ, 16.12.2006, Полина Михалева)