Эталонный приговор


“Второе дело” ЮКОСа было возбуждено в конце 2004 г. Прокуроров заинтересовала схема продажи нефти добывающими “дочками” ЮКОСа зарегистрированным во внутренних офшорах компаниям “Фаргойл” и “Ратибор” и ее дальнейший экспорт, что следствие сочло хищением и отмыванием. Сумма похищенных, по мнению следствия, средств постоянно росла и достигла $13 млрд. По делу проходят гендиректор “Ратибора” Владимир Малаховский, бывший замдиректора дирекции внешнего долга ЮКОСа Владимир Переверзин и сотрудничавший со следствием, но сбежавший из-под охраны в январе 2007 г. гендиректор “Фаргойла” Антонио Вальдес-Гарсиа.

Басманный суд вчера признал виновными, но не успел вынести приговор Малаховскому и Переверзину. Оглашение приговора может завершиться сегодня. Обвинение потребовало Малаховскому и Переверзину 11 лет лишения свободы. При этом вчера суд признал, что обвиняемые действовали в составе преступной группы.

Адвокаты Ходорковского и Лебедева уверены, что вынесенный Малаховскому и Переверзину приговор ляжет в основу обвинения по делу Ходорковского и Лебедева, которое прокуратура грозится в скором времени передать в суд. Дело специально разбили на несколько частей для того, чтобы вынести приговор и создать преюдицию: факты, установленные в этом судебном заседании, в процессе по новому делу Ходорковского – Лебедева будут считаться уже доказанными, говорит адвокат Ходорковского Юрий Шмидт.

Это освободит судью от необходимости устанавливать часть фактов, соглашается адвокат Лебедева Константин Ривкин и добавляет, что дело, в котором фигурируют Переверзин и Малаховский, составляет крупный эпизод в обвинении, предъявленном его подзащитному. В ближайшее время прокуратура приобщит приговор Басманного суда к делу, уверен Ривкин. Все зависит от того, добавляет Шмидт, в составе какой группы, по мнению прокуратуры, действовали Переверзин и Малаховский и какие эпизоды совпадут с обвинениями Ходорковскому. “Если они совпадут, то это будет очень тяжко”, – прогнозирует он.

Практика показывает, что в 99% подобных случаев тем, кто идет вслед за ранее осужденными, суды также выносят обвинительный приговор, говорит адвокат по уголовным делам Андрей Князев. И та же практика показывает, что итоговый срок, если людей повторно судят [как Ходорковского и Лебедева] по взаимосвязанным обвинениям, суды почти всегда назначают путем полного или частичного сложения, объясняет Князев. При этом к предыдущему приговору добавляют не более 2–3 лет, но дело ЮКОСа имеет слишком большое политическое значение, и прогнозировать, какой срок добавят Ходорковскому и Лебедеву, очень сложно.