Не стреляйте в скандалиста


Противное словцо «скандальный» не обладает негативным значением лишь в одном случае: когда его употребляют по отношению к искусству. Особенно если искусство массовое. А уж когда слово «скандал» вынесено в заголовок, успех обеспечен. Так случилось и с «Хроникой одного скандала» (в оригинале – «Notes on a Scandal») британской писательницы Зои Хеллер: книга моментально стала бестселлером, была переведена на множество языков, в том числе русский. Один из признаков сногсшибательной удачи – покупка прав на экранизацию Голливудом. И вот уже снят одноименный фильм, получивший в нашем прокате название «Скандальный дневник». Сценарист – культовый драматург из Англии Патрик Марбер («Близость»), режиссер – маститый Ричард Эйр («Айрис»), музыка Филипа Гласса, в ролях Джуди Денч и Кейт Бланшетт. Все они, за исключением постановщика, еще и номинации на «Оскар» получили.

Сюжет вполне для желтой прессы: молодая учительница, мать двоих детей, соблазнила симпатичного старшеклассника, а коллега, одинокая лесбиянка, узнав об этом, шантажировала грешницу и вынуждала к сожительству. Такие истории пишет сама жизнь, и узнать об их подоплеке было бы любопытно. Только вот те аранжировщики, которые могут донести до народа такую интригу (журналисты, писатели, киношники), подоплекой не интересуются. Им и их публике нужно только жареное – факты.

В «Скандальном дневнике» фактов вроде достаточно. С одной стороны, не хватает обобщений: довольно смешно делать из подобного фильма вывод, что система школьного образования в Великобритании полностью прогнила. Или что мужья часто не знают своих жен, а сослуживцы – своих коллег. С другой стороны, собственно скандальной составляющей – обнаженных тел, корчащихся в судорогах страсти, – тоже не наблюдается. Эйр – респектабельный режиссер с чопорного британского телевидения, и шоковая терапия в духе какой-нибудь «Пианистки» ему ни к чему. Так что кино вышло виртуальное: все самое увлекательное осталось за кадром, а остальное зритель додумывает сам.

Единственное, что хорошо, – музыка Гласса.

С 8 марта, «35 мм»