Путь к морю закрыт


“Российские железные дороги” попросили Росимущество передать им в собственность 20% госакций Новороссийского торгового порта в конце 2006 г. Монополия объяснила свою инициативу желанием влиять на грузовые тарифы через представителя в совете директоров. Росимущество высказалось в пользу сделки, передав ее на рассмотрение межведомственной группе. Акции НМТП планировалось отдать в качестве оплаты допэмиссии акций РЖД в пользу государства. В феврале 2007 г. монополия получила в оперативное управление 16,5% акций НМТП, принадлежащих частным владельцам. А в апреле президент РЖД Владимир Якунин заявил на конференции “РЖД – морские порты. Новые формы взаимодействия”, что намерен до конца года довести пакет до блокирующего (имея в виду те самые 20%). Там же замминистра транспорта Александр Мишарин рассказал о важности взаимодействия портов и железных дорог, отметив, что “к 2020 г. объемы перевалки грузов в порту Новороссийск могут вырасти до 100 млн т <...> и более половины будет обеспечено с участием железнодорожного транспорта”. Казалось, стороны поняли друг друга.

Но 28 апреля Минтранс выступил против передачи РЖД 20% акций НМТП, в связи с чем подготовка сделки приостановлена, сообщил “Интерфакс”. Нецелесообразно выводить из госконтроля единственный южный морской порт, цитирует агентство чиновника министерства. Росимущество уже направило в РЖД письмо с просьбой “поработать над обоснованием”, рассказал “Ведомостям” чиновник этого ведомства. Это прежде всего необходимо для Минтранса. Сроки, в которые монополия должна ответить, не обозначены, уточняет чиновник. В РЖД и НМТП от комментариев отказались.

Взаимодействовать – не значит покупать, заявил в субботу Мишарин “Ведомостям”. Министр транспорта Игорь Левитин в октябре 2006 г. предупредил, что ему не нравится идея РЖД приобретать доли в морских портах: у монополии есть более насущные вопросы – обновление подвижного состава, инфраструктуры. Несмотря на протесты Левитина, РЖД удалось договориться об увеличении доли в порту Усть-Луги (Санкт-Петербург) до 25% и начать переговоры о вхождении в дальневосточные порты.

Усиление монополиста РЖД за счет влияния на порты не “на руку” частным операторским компаниям, на которые приходится 60% нефтеналивного рынка, рассуждает директор департамента ФБК Игорь Николаев. Если РЖД и приобретет пакет НМТП, то лишь тот, который позволит Минтранс, и он может быть вдвое меньше того, который хочет РЖД, полагает Николаев.