Вовремя избавился

Объединенный региональный банк, обслуживавший интересы Аркадия Гайдамака, лишился лицензии за отмывание. Представитель предпринимателя уверяет, что банк был продан еще в ноябре. Похожая история была с Олегом Бойко
М.Стулов

В пятницу Банк России сообщил об отзыве лицензии у Объединенного регионального банка (ОРБ). ОРБ неоднократно нарушал антиотмывочный закон, не вовремя сообщая о подозрительных операциях в Росфинмониторинг и не идентифицируя клиентов должным образом, пояснил ЦБ в пресс-релизе. Во второй половине декабря две английские компании перевели через ОРБ 9 млрд руб. в пользу клиентов из Киргизии, Молдавии, с Украины, из Латвии и Литвы. За это же время банк выдал двум клиентам из кассы более 7 млрд руб. «на покупку ценных бумаг». «Центробанк стал оперативнее реагировать на результаты проверок, которые выявляют нарушения закона о противодействии легализации. Если раньше от результатов проверки до санкций могло пройти 2–3 месяца, то сейчас процесс, как правило, занимает не более трех недель», – отмечает вице-президент Ханты-Мансийского банка Владимир Мехряков.

По данным СПАРК на 1 августа 2007 г., ОРБ принадлежал шести компаниям: «Альтвест XXI» (14,66%), «М стройприму» (14,34%), «Компании Z» (11,24%) и по 19,92% у Национальной финансовой группы, «Софтлекс» и «Инфо-дизайна». Национальную финансовую группу контролирует и возглавляет сын предпринимателя Аркадия Гайдамака Александр. До середины августа банк располагался в том же здании, где и главный офис принадлежащей Аркадию Гайдамаку инвесткомпании «Антанта капитал». «Антанта» тесно работала с ОРБ, банк вел расчетное обслуживание «Антанты» и кредитовал операции, утверждает бывший менеджер компании. Не стал отрицать сотрудничество в прошлом с ОРБ и гендиректор «Антанты пиоглобал» Евгений Коган. Но банк никогда не входил в группу и не имеет к ней никакого отношения, заверил Коган.

«Банк обслуживал бизнес группы», – рассказывает бывший предправления ОРБ Виктор Тарановский. Не получив в 2005 г. доступ в систему страхования вкладов, ОРБ не мог заниматься розничными операциями. К этому времени группа приобрела другой банк – Региональный банк развития (бывший Башкирский железнодорожный банк), который вступил в систему страхования вкладов еще в декабре 2004 г. и имел полный набор лицензий для развития универсального бизнеса, вспоминает Тарановский. Постепенно обслуживание бизнеса группы было переведено в этот банк, а к лету прошлого года было решено продать ОРБ. «Банк действительно хотели продать, но вряд ли успели», – говорит экс-менеджер «Антанты». «Сделка началась в августе и была закрыта в ноябре, покупателями стали три частных лица: О. Милешина, А. Цабин и А. Янбулатова», – возражает Тарановский. Найти этих покупателей не удалось. Сам Тарановский покинул пост предправления ОРБ в октябре, а сейчас является президентом административного совета Регионального банка развития (84% банка, по данным его сайта, контролирует Национальная финансовая группа). В департаменте лицензирования ЦБ от комментариев отказались.

Ранее другой крупный предприниматель расстался с контролем над банком незадолго до отзыва лицензии. Олег Бойко весной 2006 г. продал контроль над не вошедшим в систему страхованяи вкладов Федеральным промышленным банком топ-менеджерам, а в августе ЦБ отозвал у него лицензию за непротиводействие легализации преступных доходов.