Трагедия не боится смеха, а комедия – крови и слез

Запланированная удача: давние соратники – композитор Владимир Кобекин и режиссер Александр Титель – шарахнули по нам Шекспиром
МАМТ

Для современных композиторов в России заведено не так уж много знаков отличия. Один из них – приз фестиваля «Золотая маска», выдаваемый автору лучшей фестивальной партитуры. Будучи учрежден в прошлом году, он тут же достался Владимиру Кобекину. Похоже, на эту премию Кобекин будет претендовать каждый год, ибо не устает поставлять новинки российским оперным театрам. С подобной продуктивностью другой композитор давно бы уже гнал халтуру. У Кобекина же все или хорошо, или отлично. Он давно придумал индивидуальную композиторскую систему, благодаря которой его стиль застрахован от общих мест и хорошо узнаваем. Почерк Кобекина – ясный, легкий, со странным мелодизмом, который удивляет, но тут же убеждает своей логичностью.

В «Гамлете» маленький оркестр, где солируют все инструменты, причем партия ударных или контрабаса ничуть не менее важна, чем партия скрипки. В «Гамлете» дюжина певцов-артистов с не самыми простыми и не самыми выгодными партиями. В «Гамлете» придурковато-заковыристое полное название: «Гамлет (датский). (Российская) комедия». Текст екатеринбургского поэта Аркадия Застырца пересказывает трагедию с употреблением сленга и постмодернистского центона. Однако это именно «Гамлет» Шекспира, в котором сохранены персонажи, интрига и даже мораль: «Весь мир – театр». Балаганный, истекающий клюквенным соком спектакль Александра Тителя под стать музыке – он летит на одном дыхании, подгоняемый палочкой Феликса Коробова. Любовь, смерть и хохма – все в нем рядом, как в настоящем трагическом фарсе. Современным оперным проектам редко так везет.