Дружба разбилась о микрофон ФБР

Два управляющих хедж-фонда SAC Capital много лет были друзьями – они вместе катались на коньках и вместе совершали сделки на основе инсайдерской информации. Дружба кончилась, когда один из них решил сотрудничать с ФБР, расследующим это дело

34-летний Доналд Лонгойл и 35-летний Ной Фриман познакомились на почве спорта – оба занимались в конькобежном клубе Bay State (Массачусетс). Фриман, выпускник Гарварда, в 2001 г. начал работать аналитиком в бостонском хедж-фонде. Лонгойл окончил Северо-восточный университет (Бостон). Не попав в конькобежную сборную США на Олимпиаду в Солт-Лейк-Сити в 2002 г., он тоже нашел работу аналитика.

Сдружились Лонгойл и Фриман как раз в эти годы. Они не потеряли связи друг с другом и в 2004 г., когда Лонгойл переехал в Коннектикут, начав работать в хедж-фонде Empire Capital. Когда Фримана бросила невеста, справиться с депрессией ему помогал Лонгойл. «Мне нужен был Дон, чтобы встать с постели утром», – позже рассказывал Фриман.

Тогда же друзья и Самир Барай, работавший в хедж-фонде Citigroup – Tribeca Global Management, начали совершать сделки на основе инсайдерской информации, утверждают прокуроры. В 2008 г., когда Лонгойл и Фриман уже работали в SAC Capital, они по-прежнему зарабатывали на инсайде: Лонгойл – из бостонского офиса фонда, Фриман – из нью-йоркского.

Между тем Барай основал собственный хедж-фонд – Barai Capital Management. Одним из первых, кого нанял Барай, был аналитик Джейсон Пфлаум. Он, в частности, участвовал в телеконференции, на которой Уинифред Цзяу говорила о производителе полупроводников Marvell Technology. В мае Фриман передал непубличную информацию о квартальной отчетности Marvell Лонгойлу. Хедж-фонд Барая заработал на ней $820 000, хедж-фонд Лонгойла – $1,1 млн.

Личная жизнь друзей в это время тоже шла в гору. Лонгойл купил за $1,7 млн квартиру на Манхэттене, куда к нему переехала невеста Маккензи Маджетт. Фриман подписал двухлетний контракт с SAC Capital с фиксированным вознаграждением в размере $2 млн плюс 20% прибыли от портфеля в его управлении. В 2008 г. он сделал предложение Ханне Ингланд, через год они поженились.

Маджетт и Ингланд тоже были подругами – обе активно занимались триатлоном. Фриман также входил в команду по триатлону Team Psycho, но был исключен, поскольку не помогал другим членам команды, что плохо влияет «на психокарму». Лонгойл был сторонником здорового образа жизни и строгой диеты и жаловался на жильцов этажом ниже, которые курили на балконе.

Но уже в начале 2008 г. ФБР и прокуратура начали инсайдерское расследование в отношении Primary Global Research, занимающейся организацией консультаций инвестфирм «фрилансерами» – сотрудниками публичных компаний. Уже предъявлены обвинения пяти консультантам и трем сотрудникам Primary Global. Прокуроры получили записи телефонных разговоров с консультантами Primary Global, в том числе с сотрудником Advanced Micro Devices, который сообщил Пфлауму инсайдерскую информацию. Пфлаум решил сотрудничать с властями.

В январе 2010 г. SAC Capital «за неудовлетворительные результаты» уволил Фримана, в июне – Лонгойла.

В ноябре 2010 г. Пфлаум передал прокурорам свой рабочий ноутбук. Спустя несколько дней WSJ написала об этом расследовании, которое длится уже более трех лет. Узнав об этом из газеты, Барай отправил по BlackBerry Пфлауму сообщение, что прочел статью 10 раз и велел уничтожить информацию, в том числе на его ноутбуке, и документы в офисе. 22 ноября ФБР провело выемку документов в хедж-фонде, а самому Бараю были предъявлены обвинения.

Лонгойл тоже занервничал, прочитав статью WSJ. Он раскурочил плоскогубцами жесткий диск своего компьютера и в два часа ночи вместе с Маджетт, отойдя от дома на приличное расстояние, выбросил то, что осталось от жесткого диска, в разные мусорные контейнеры.

Фриман согласился сотрудничать с властями. В декабре 2010 г. он приехал к Лонгойлу домой с записывающим устройством и во время разговора несколько раз попытался заставить Лонгойла сказать, что тот совершал сделки на основе инсайда.

7 февраля Фриман признал себя виновным в мошенничестве с ценными бумагами и сговоре. 8 февраля был арестован Лонгойл. Суд разрешил Фриману поездки в Пуэрто-Рико и на Виргинские острова, куда тот собирается вместе с женой на соревнования по триатлону. Лонгойл и Маджетт на прошлой неделе объявили, что свадьбу решили отложить.