Всем не угодила

К преследованию МТС в Узбекистане подключился местный антимонопольный орган, оштрафовавший ее «дочку» «Уздунробита» на $80 млн. Ранее претензии к компании высказали узбекская прокуратура и агентство связи и информатизации

Вчера МТС сообщила о новых претензиях к «Уздунробите», на этот раз – местного госкомитета по демонополизации. За два дня – 6 и 7 августа – 16 территориальных подразделений этого комитета синхронно вынесли решения о нарушении «Уздунробитой» и ее филиалами антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей и о рекламе, оштрафовав компанию в общей сумме более чем на $80 млн. МТС считает эти решения неправомерными и будет их обжаловать, говорится в сообщении.

«Уздунробита» находится под давлением правоохранительных и регулирующих органов Узбекистана с конца июня 2012 г., после побега из страны ее гендиректора Бэхзода Ахмедова. С тех пор генпрокуратура республики проводит проверку «Уздунробиты», которая, по мнению МТС, больше напоминает due diligence. Несколько менеджеров компании арестованы, причем доступ адвокатов к ним ограничен, а ее активы описываются и арестовываются – в том числе и оборудование связи. С 18 июля по предписанию Узбекского агентства связи и информатизации (УзАСИ) временно – до 31 октября 2012 г. – приостановлен срок действия лицензии компании, а ее сеть отключена.

По словам представителя МТС Валерии Кузьменко, «Уздунробита» и ее филиалы получили от подразделений госкомитета по демонополизации 16 одинаковых – вплоть до ошибок и опечаток – актов проверок, после чего те спешно созвали заседания, отклонив просьбы МТС об их переносе. Копии этих актов изучил корреспондент «Ведомостей»: претензии связаны в основном с размером комиссии на прием платежей через терминалы Paynet (ведомство обвиняет «Уздунробиту» в сговоре с платежной системой) и с тем, что все тарифы «Уздунробиты» предусматривают абонплату. Суть второй претензии в том, что сеть МТС охватывает не всю территорию страны, следовательно, по мнению госкомитета, с абонентов, находящихся вне зоны доступа, абонплата взималась «за неоказанные услуги».

В законодательстве Узбекистана прямо указано право операторов устанавливать тарифы с оплатой за период, т. е. с абонплатой, не зависящей от объема потребленных услуг, возражает Кузьменко. А влиять на комиссию за платежи через терминалы «Уздунробита» не может: Paynet, будучи абсолютно независимой компанией и монополистом, сама устанавливает ее для абонентов всех операторов, объясняет она. В договоре «Уздунробиты» с Paynet вопрос комиссии не затронут вовсе.

В госкомитете демонополизации Узбекистана и в УзАСИ на звонки не ответили.