«Из рук в руки» уходит в интернет

За 3-5 лет Trader Media East, издатель газеты «Из рук в руки», намерен стать «исключительно интернет-холдингом». К этому времени компания может отказаться от печатных версий своих СМИ
Газеты бесплатных объявлений доживают последние годы/ Е. Стецко/ Ведомости

Выручка Trade Media East (ТМЕ) в 2013 г. сократилась на 13% до $96 млн главным образом из-за падения выручки в России, говорится в годовой отчетности ТМЕ. Российская выручка уменьшилась на 16% до $81,6 млн, EBITDA упала почти вдвое до $8 млн. Из-за этого бизнес всей группы оказался убыточным. Убыток составил $1,3 млн, ситуация усугубилась еще и из-за ослабления рубля к доллару.

Теперь ТМЕ планирует уйти в интернет, менеджмент группы ставит перед собой цель в течение 3-5 лет стать «исключительно интернет-холдингом», указано в годовом отчете. Получается, за несколько лет TME может отказаться от всех своих печатных изданий, в том числе в России. В отчете также упомянуто, что уже сейчас TME постоянно занимается продажей и закрытием убыточных печатных изданий. Представитель TME Инжи Тари сообщила, что холдинг намерен стать «сильным интернет-игроком в долгосрочной перспективе», и от других комментариев отказалась.

По итогам 2013 г. «бумажная» пресса принесла TME 69% доходов (из них 4% - продажа газет и журналов в рознице, остальное - реклама), годом ранее было 76%. В 2014 г. выручка TME от интернета сравняется с печатной, в 2015 г. - обгонит ее, прогнозирует сама компания.

TME принадлежит турецкой медиагруппе Dogan Yayin и выпускает классифайды (издания с большим количеством частных объявлений). В России ей принадлежит медиахолдинг «Пронто-Москва» и издательский дом «Импресс медиа». «Пронто-Москва» специализируется на классифайдах, самое известное ее издание - «Из рук в руки», также компания владеет одноименным сайтом irr.ru, job.ru и другими онлайн-площадками с объявлениями. «Импресс медиа» выпускает журналы о коммерческой недвижимости. В прошлом году из всех активов TME выросли доходы только у «Импресс медиа» и подразделения в Белоруссии. Из-за убытков в Центральной и Восточной Европе TME в прошлом году продала свои активы в этих странах и решила сосредоточиться на бизнесе в России, Белоруссии и Казахстане.

В России доходы TME быстрее всего падают в Москве (в 2013 г. минус 29%), а не в регионах (минус 16%). Выручка от печатного бизнеса всей группы упала на 21% до $66 млн, онлайн-доходы увеличились на 13% до $29,7 млн. По подсчетам Ассоциации коммуникационных агентств России, в прошлом году доходы рекламных газет и журналов снизились на 15% до 9,9 млрд руб., остальной прессы - на 8-9%.

«Пронто-Москва» уже несколько лет занимается оптимизацией бизнеса и усилением онлайн-бизнеса, развитием своих сайтов. Два года назад этот холдинг отказался от ряда офлайновых активов: закрыл свои типографии в Москве и Самаре и перестал выпускать 25 убыточных печатных изданий.

Тиражи и доходы классифайдов больше всех подвержены конкуренции со стороны интернета, констатирует эксперт аналитического центра (АЦ) Vi Александр Ефремов: «Классифайды доживают последние дни, печатать и распространять их нерентабельно. Размещать и читать такие объявления гораздо удобнее в интернете». В прошлом году рекламные бюджеты центральных газет с бесплатными объявлениями сократились на 38% до 287 млн руб., подсчитал АЦ Vi.