От редакции: Кто кого

Руководство “АвтоВАЗа” столкнулось с кризисом перепроизводства: у дилеров скопилось, по разным оценкам, от 72 000 до 85 000 автомобилей, что вдвое превышает норму. Снижение спроса может подорвать честолюбивые планы менеджеров “Рособоронэкспорта”, пришедших на “АвтоВАЗ” в конце 2005 г. и пытающихся вывести его в лидеры российского автопрома.

Месяц назад генеральный директор ФГУП “Рособоронэкспорт” Сергей Чемезов, член совета директоров “АвтоВАЗа”, с удовлетворением констатировал 40%-ный рост чистой прибыли завода за девять месяцев 2006 г. В интервью “РИА Новости” он заявил, что на “АвтоВАЗе” идет “нормальный производственный, творческий процесс”, идут переговоры с “ведущими иностранными фирмами, в том числе Renault, Magna и многими другими, по созданию новых моделей различного класса <...> А с криминалитетом вокруг Волжского автозавода покончено навсегда”. Когда такое говорит выходец из ФСБ, друг президента, как-то хочется ему верить.

Но вот в рамках творческого процесса менеджеры завода в сентябре повысили цены на весь модельный ряд на 4000 руб. (кроме Niva, подорожавшей на 1000–3000 руб.), и продажи остановились. Эксперты считают, что цены надо понижать, – только так “АвтоВАЗ” сможет конкурировать с недорогими иномарками. А для того чтобы понизить цены, надо серьезно сокращать издержки и развивать производство дешевых моделей. Между тем самые дешевые модели – “классику” – “АвтоВАЗ” в I квартале выпускать перестанет.

Привлечь покупателя может и выпуск новых моделей. Их серийное производство задерживается – Lada Priora появится только в следующем году, Lada 2116 (“Проект C”) – в 2009 г. Если так пойдет и дальше, “АвтоВАЗ” рискует постепенно потерять свою пока что самую большую долю на российском рынке (около 40%).

И дело не только в экономике – вопреки мнению Сергея Чемезова с криминалитетом на заводе не покончено. В понедельник в Самаре был застрелен Александр Самойленко, глава компании “Итера-Самара” и недавно созданного ООО “АвтоВАЗэнерго” (правда, пресс-служба “АвтоВАЗа” заявила, что с последнего поста он уже уволился). Это третье громкое “околовазовское” преступление в 2006 г.: в июне в Тольятти убит замдиректора компании “АвтоВАЗагрегат” Борис Селиванов, в октябре в Москве был обстрелян и чудом выжил директор “дочки” и крупнейшего дилера “АвтоВАЗа” – “Элекс-Полюса” Игорь Лисютин.

Сложившаяся вокруг завода криминальная система пережила и “войны” 90-х, и три операции “Циклон”, проведенные МВД, и суды над членами преступных группировок, и полную смену руководства предприятия. Оказалось, что навести порядок очень сложно даже с помощью государственных менеджеров из оборонного предприятия. На этом фоне уже без смеха воспринимаются идеи организации военного производства на “АвтоВАЗе”, высказывавшиеся весной этого года на специальной конференции, проведенной заводом. Глядишь, “АвтоВАЗ” вошел бы в один из оборонных холдингов, которые планируется создать к 2010 г., и получил бы защиту со стороны военных и ФСБ. Он тогда не станет, конечно, лидером отечественного автопрома. Но этот лозунг и так представляется слишком оптимистичным. А убивать, может, стали бы меньше.