От редакции: Модель идеальной страны

Новый губернатор Подмосковья Сергей Шойгу предложил, а президент Путин сразу же одобрил идею построить Россию в миниатюре – тематический парк, где от Калининграда до Владивостока можно будет доехать на велосипеде. Парк станет аналогом зарубежных «стран в миниатюре»: такие есть во Франции, Испании, Чехии и Китае.

Уже и место найдено, и оценка затрат есть: 50 млрд руб. (подробности в статье на стр. 01). Все в этом проекте родное и близкое. И масштаб, и безумный ценник, и то, что это демонстрация лоббистского веса губернатора Шойгу (это значит, что он хороший менеджер), и то, что это ответ на медведевскую «большую Москву», и то, что большой федеральный проект, который можно было бы вынести подальше от переполненного центра, опять будет под Москвой (как «Сколково»), и то, что это выставка достижений социальной ответственности бизнеса: один олигарх дарит землю, другие помогут деньгами. Это не просто парк – это мечта политического руководства о том, как должна развиваться экономика, какие институты должны действовать, кого считать хорошим бизнесменом и кого – хорошим руководителем. Хороший бизнесмен – тот, кто сдаст актив по первому требованию (и его потом, может быть, не обидят, но это без гарантии), хороший руководитель – тот, кто умеет пробить наверху деньги на самый гигантский и при этом патриотически оправданный проект. И тогда соперник, у которого проект немного более осмысленный и чуть менее патриотический, будет посрамлен. А главный институт – современный аналог советского Политбюро.

Красиво и то, что «мини-Россия», вероятнее всего, будет нести идеологическую нагрузку своеобразного путинского ВДНХ, где будут экспонироваться достижения страны в годы его правления. Заметим в скобках, что Сталин открыл свою выставку (тогда – ВСХВ) в 1939 г., а «мини-Россию» планируется построить за шесть лет – к 2018 г. Подарок к переизбранию Путина на новый срок?

Опустим разговоры о том, что хорошо бы договориться об образах и памятниках, которые представляют Россию. На фоне цифры 50 млрд эти соображения меркнут. Скажем только, что стоимость проекта – это цена российской субмарины «Юрий Долгорукий», это около 500 км автомагистрали в Китае, это больше половины стоимости проекта отправки марсохода Curiosity на Марс.