Спящая комиссия как угроза

Решение России отказаться от признания международной комиссии по расследованию нарушений гуманитарного права тем более неожиданно, что эта комиссия ни разу не проводила расследований

Решение Владимира Путина вывести Россию из числа стран, участвующих в работе Международной гуманитарной комиссии по установлению фактов нарушения международного гуманитарного права (IHFFC), – это еще одна попытка избавиться от потенциального внимания организации, на результаты работы которой она не может повлиять.

Признание компетенций комиссии, которая призвана «устанавливать факты» нарушения международного гуманитарного права, состоялось еще в СССР в 1977 г. в виде заявления Верховного совета к Протоколу I к Женевской конвенции IV 1949 г., учреждающему IHFFC. Отзыв заявления должен быть теперь оформлен федеральным законом, проект которого Путин внес в Госдуму в среду, 16 октября.

Протокол разрешает IHFFC расследовать предполагаемые преступления в ходе международных военных конфликтов. Официально комиссия была создана в 1991 г., когда 20 стран-членов признали ее компетенции. Расследование проводит группа из 15 экспертов, избираемых 77 государствами, они действуют от своего имени, а не от имени своего государства. Комиссия уполномочена только проводить расследования, но не выносить вердикты, ее решение может быть конфиденциально, если только инициирующие расследование стороны не попросят о его обнародовании.

Объясняя мотивы выхода, Путин ссылается на «исключительные обстоятельства, затрагивающие интересы России и требующие принятия безотлагательных мер», не уточняя, что это за обстоятельства. Комиссия с 1991 г. фактически не выполняет своих функций, Россия платит ежегодный взнос (около 6000 швейцарских франков, примерно 360 000 руб.), но не имеет своего представителя-эксперта, указывает Путин. Кроме того, поясняет он, в нынешней международной обстановке риски «злоупотребления полномочиями комиссии в политических целях со стороны недобросовестных государств» существенно возрастают. Что это за государства, оставлено за скобками, но претензии к действиям России за последние годы накопились у ряда стран – членов IHFFC, включая Украину, Нидерланды, Великобританию.

IHFFC – спящий институт: ни одного полноценного законченного расследования комиссия действительно не провела, констатируется в отчете комиссии по итогам 20 лет ее существования. Во многом это связано с появлением других институтов – международных трибуналов и международного уголовного суда, а также сложным механизмом запуска расследования IHFFC, отмечает юрист-международник из РАНХиГС Кира Сазонова.

Внимание России к спящей структуре сейчас может быть связано, например, с военным присутствием в Сирии, а также с расследованием возможной причастности к гибели малазийского Boeing в небе над Донбассом. Россия отрицает участие в конфликте на Украине, что могло бы быть потенциальной темой расследования IHFFC, но о его старте ничего не известно.

Не признавать полномочия международных органов, если Россия не может заблокировать результаты их работы, – это в русле российской политики, полагает эксперт по международным отношениям Владимир Фролов. Россия признает право распекать ее только за Советом Безопасности ООН, где у нее есть право вето.