«Стальная хватка»: было у отца четыре рестлера

В спортивной драме с Заком Эфроном мечта о чемпионстве губит и калечит сильных мужчин

Эта яблоня яблоки держит при себе. Так и не завоевав чемпионский пояс, рестлер Фриц фон Эрих (Холт Маккэллани – спецагент Тенч из «Охотника за разумом» Дэвида Финчера) ушел в отставку и посвятил остаток жизни, чтобы подготовить детей к спортивной карьере. Четыре сына – четыре рестлера. Четыре попытки побороться за титул.

Больше всего шансов, понятно, у старшего – Кевина (Зак Эфрон – красавчик из «Классного мюзикла» слабо узнаваем в этой горе мышц), чье желание угодить отцу опасно граничит с одержимостью. Кевин не вылезает из качалки и уже чемпион штата Техас. Одна беда – он не мастак говорить, с трудом заканчивает фразы. А рестлер ведь не только борец. Он артист. Без умения острить, бахвалиться, изобретательно хамить соперникам в этом бизнесе делать нечего.

И отец делает ставку на младших братьев Кевина, чем невольно активирует знаменитое «проклятие фон Эрихов». Когда сам Фриц – Адкиссон по паспорту – вышел на ринг, он взял звучную фамилию бабушки, но вместе с ней, уверена молва, унаследовал и дурную семейную карму. Фриц в проклятия не верит, тогда как Кевин с детства живет в ожидании несчастий. И те не заставили себя ждать.

/ A24 / BBC

Замысел фильма о легендарной спортивной семье фон Эрихов американо-канадский режиссер и сценарист Шон Дуркин (лауреат фестиваля «Сандэнс» за триллер «Марта, Марси Мэй, Марлен») вынашивал с детства, и в «Стальной хватке» ощущается порой чрезмерный пиетет. Это не вполне традиционная спортивная драма. Если в первой половине фильма еще реконструированы реальные матчи, то далее бои сходят на нет, а с ними и интрига – удастся ли кому-то из братьев стать чемпионом. Фокус смещен на отношения внутри семьи, и главная интрига скорее в том, сможет ли кто-то из фон Эрихов успешно избежать «проклятия». Дуркин явно за героев болеет, искренне им симпатизирует и порой откровенно подыгрывает. Все они – невинные жертвы одного конкретного злоумышленника.

Русская локализация не вполне точно переводит название, хотя вполне соответствует содержанию. Iron claw – «железный коготь». Так называется фирменный прием Фрица фон Эриха, который до сих пор популярен в рестлинге. Пять пальцев намертво впиваются в лоб лежащего противника, и тот от боли забывает, что идет матч. У Дуркина это, конечно, метафора отношений отца и сыновей. Фон Эрих-старший вцепился стальной хваткой в своих детей и заставляет их жить своей нереализованной мечтой. К примеру, Керри (его сыграл Джереми Аллен Уайт, звезда сериалов «Бесстыдники» и «Медведь») профессионально занимался метанием диска. Майк (первая большая роль Стэнли Саймонса) играл на четырех инструментах и пел в рок-группе. Однако все братья фон Эрих из почтения к отцу выбрали рестлинг. Папа буквально зарабатывает на их крови и синяках – он владелец промоутерской компании, которая представляет их интересы. Кажется, если б не обаяние артиста Холта Маккэллани, Фриц превратился бы в злодея из латиноамериканской мыльной оперы.

/ A24 / BBC

Впрочем, у Фрица есть некоторое оправдание и именно оно превращает «Стальную хватку» в хороший фильм. Трагедия фон Эриха-старшего и проклятие его семьи в том, что он всерьез воспринял мачистскую идеологию рестлинга: несмотря ни на что, будь сильным мужиком. Проиграл – иди в спортзал, а потом снова на ринг. Уже и сам рестлинг к 1980-м (основное время действия фильма) изменился и окончательно превратился в шоу. Как раз в эти годы его начинают числить по разряду «спортивного развлечения», а не соревнования.

Показательная сцена – после кровавого и хореографически изобретательного боя за чемпионский титул «спортсмены», только что отыгравшие взаимное презрение, встречаются в раздевалке и победитель зовет противника по-дружески выпить пива. Для него это было просто выступление. Поэтому патриархальные порядки дома фон Эрихов кажутся диким анахронизмом. Обязательное «сэр» в обращении к отцу, мама-домохозяйка кашеварит на кухне – в семейных делах у нее нет права голоса.

«Стальная хватка» вышла в американский прокат в декабре, но успела попасть в десятку лучших фильмов 2023 г. по версии Национального совета кинокритиков США, наряду с «Оппенгеймером» Кристофера Нолана и мультфильмом Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица». Правда, выдающихся результатов в прокате она не показала. При бюджете в $15,9 млн собрала $24,3 млн (данные Box Office Mojo), хотя очень тепло была принята и критиками, и зрителями. По опросу CinemaScore картина получила среднюю оценку аудитории A- (пять с минусом). И это самый высокий показатель среди фильмов компании A24, на счету которой такие хиты, как «Все, везде и сразу», «Леди Берд» и «Реинкарнация».

23 января будут объявлены номинанты премии «Оскар», и аналитики прочат как минимум номинацию Холту Маккэллани за роль второго плана, однако россыпи статуэток вряд ли стоит ждать. И виной тому не «проклятие фон Эрихов». Киноакадемики – люди черствые. Просто хорошей мелодрамой их не пронять.