Прокурорам объяснили, что делать со взятками

Прокуроры должны в течение суток уведомлять начальство о попытках склонить их к получению взятки, сказано в приказе Юрия Чайки

Генпрокурор Юрий Чайка утвердил порядок уведомления прокурорами своего начальства о коррупционных предложениях. Приказ опубликован в базе данных «Консультант». Прокурорам и штатским сотрудникам приказано докладывать вышестоящему руководству «обо всех случаях непосредственного обращения к ним каких-либо лиц с целью склонения к злоупотреблению служебным положением, даче или получению взятки либо иному незаконному использованию своего должностного положения <...> получения выгоды». Это необходимо сделать в течение суток с момента получения обращения.

Обязанность госслужащих уведомлять работодателя о таких обращениях прописана в законе о противодействии коррупции, принятом в конце прошлого года. Неисполнение грозит увольнением и даже уголовным преследованием. Порядок уведомления устанавливает работодатель.

Рапорт следует передавать лично руководителю, а если не получается – по факсу через службу собственной безопасности. Прокуроры регионов должны докладывать непосредственно генпрокурору. Если есть основания считать, что уведомление не будет рассмотрено «должным образом», его следует через голову начальства переслать в вышестоящее учреждение.

Изучать поступающие сообщения будет Главное организационно-инспекторское управление. Его основная задача – уточнение фактических обстоятельств и круга лиц, лоббирующих вопрос, а также профилактика таких явлений. Принимать решение о проведении проверки по сообщению будет генпрокурор или прокуроры регионов. Проверку должны провести в течение месяца, рекомендовано организовать взаимодействие с МВД и ФСБ. Автор рапорта по письменному ходатайству может ознакомиться с результатами проверки и даже обжаловать их генпрокурору.

Идея здравая, говорит эксперт по госслужбе Владимир Южаков: такая информация позволяет фиксировать определенные лоббистские усилия и людей, через которых они предпринимаются. Но важно, чтобы с этой информацией работали, а не переправляли ее автоматом в другие компетентные органы.

Похожие документы появились и у других органов исполнительной власти. Их эффективность будет зависеть от того, как будет налажена работа с обращениями, констатирует директор российского отделения «Трансперенси интернешнл» Елена Панфилова. В США этим занимается специальная комиссия, ее члены независимы и имеют право самостоятельно инициировать расследование. Кто-то должен и в России централизованно заниматься контролем за исполнением уже немалой нормативной базы по противодействию коррупции, настаивает Панфилова.