МВД обвиняет Браудера в скупке акций «Газпрома» по серым схемам

МВД готовится обвинить президента Hermitage Билла Браудера в покупке акций «Газпрома» по серым схемам, за что ранее обещал не наказывать председатель совета директоров «Газпрома», а ныне премьер-министр Дмитрий Медведев
Полицейские спустя 10 лет решили, что Браудер скупал «Газпром» в нарушение закона/ С.Портер/ Ведомости

Александров также заявил, что Браудер, скупив акции, активно пытался вмешиваться в управление «Газпромом», влиять на его дивидендную политику и запрашивал документы этого стратегического для России предприятия. Как это будет использовать следствие, уточнить не удалось. «Думаю, были задействованы наработки, которые были изобретены, когда меня признали первым в России недобросовестным акционером», – считает Алексей Навальный. Речь идет о его споре с «Роснефтью» и о том, как строилась ее политика в отношении миноритарных акционеров и вообще идеология того, что акционеры вмешиваются в корпоративное управление, говорит Навальный: «Если ты пишешь про это, если предъявляешь претензии, то ты недобросовестный акционер». Так работу любого независимого директора можно назвать вмешательством, исходя из этой логики, обвинения можно предъявлять любому, полагает он. Похожие претензии предъявляла ему и «Роснефть» – распространял негативную информацию, запрашивал документы не для того, чтобы помогать компании, а для использования в личных целях, перечисляет Навальный: «В качестве доказательств предъявлялись мои статьи в блоге».

«Россия – это отстой». Билл Браудер

«Россия – это отстой. Если со временем она становится менее отстойной, я выигрываю [Russia sucks. If it sucks less over time, I gain]». Из интервью The Wall Street Journal в 2006 г.

МВД готовится предъявить обвинение руководителю инвестфонда Hermitage Capital Уильяму Браудеру, сообщил вчера начальник управления по расследованию оргпреступной деятельности и коррупции следственного департамента Михаил Александров. Претензии к Браудеру связаны с незаконными сделками с акциями «Газпрома», а также с попыткой вмешаться в деятельность компании, следует из объяснения Александрова. В 2005 г. Браудеру был запрещен въезд в Россию, деятельность его $4-миллиардного фонда, одного из крупнейших в стране на тот момент, свернута, а юристы фонда обвинили ряд сотрудников силовых ведомств и чиновников в хищении из бюджета 5,4 млрд руб. с помощью украденных у фонда компаний. Разбиравшийся с этим делом юрист Hermitage Сергей Магнитский в 2009 г. погиб в тюрьме. А в конце прошлого Браудер добился принятия в США запрета на въезд в страну 60 россиян, причастных к делу Магнитского.

Обходной маневр

В 1997 г. Россия ввела ограничения на обращение акций «Газпрома»: торговать ими можно было только на четырех отечественных биржах, а нерезиденты и компании, в которых им принадлежит более трети мест в органах управления или более 50% капитала, могли покупать бумаги только с разрешения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Доля иностранцев в уставном капитале «Газпрома» была ограничена 9%; в 1999 г. она была повышена до 20%. Это разделило рынок акций «Газпрома» на две части – местные акции и обращающиеся на западных биржах депозитарные акции (ADS). Из-за ограниченности зарубежного предложения расписки (в пересчете на одну акцию) торговались вдвое дороже, а порою разрыв был еще более значимым. Но иностранные инвесторы научились обходить ограничения. Например, зарегистрировав группу связанных перекрестным владением акциями компаний, каждая из которых принадлежит нерезидентам менее чем на 50%.

Считается, что одной из первых придумала серые схемы владения «местными» акциями «Газпрома» Объединенная финансовая группа (ОФГ, позже ее приобрел Deutsche Bank) еще в 1997 г.

Руководитель ОФГ Илья Щербович уверял, что эти схемы законны и их использовали все инвесткомпании, а также сам «Газпром» в СП с Ruhrgas. Через них нерезиденты контролируют более 10% акций «Газпрома», признавал начальник департамента корпоративного финансирования «Газпрома» Андрей Круглов в 2002 г.

Суть претензий

Браудеру будет предъявлено обвинение по ст. 159 ч. 4 («мошенничество»), говорит Александров. Уголовное дело возбуждено в январе. Как следует из заявления Александрова, мошенническим хищением следствие посчитало саму серую схему приобретения 131 млн акций «Газпрома» (0,55%) на внутреннем рынке ООО «Камея» (которым руководил Браудер), а нанесенным ущербом в 3 млрд руб. – разницу между ценой покупки этих бумаг в 2001–2004 гг. и их продажей в январе 2006 г. после либерализации рынка акций «Газпрома». По словам Александрова, пока следствие установило факт подобных сделок только по «Камее», но изучается и множество других подконтрольных Браудеру компаний, занимавшихся скупкой акций «Газпрома» на российском рынке.

Схема Hermitage принципиально не отличалась от того, как работали остальные компании, уверяют сразу несколько финансистов. Об этом же говорил основатель ОФГ Борис Федоров: «...Этим занимаются все – «Тройка диалог», Deutsche Bank, «Ренессанс капитал»...» В 2001 г. следственное управление при УВД Северного округа Москвы возбуждало похожее уголовное дело против ОФГ. Следователи пытались доказать, что компании группы незаконно приобрели 6,2% акций «Газпрома». Но в том же году дело было прекращено за недоказанностью.

Какой пакет «Газпрома» контролировал Hermitage, не раскрывается. Но в 2002 г. Браудер заручился голосами владельцев более 3% акций компании для выдвижения кандидатом в члены совета директоров. В 2003–2006 гг. в совет баллотировался другой представитель Hermitage – Вадим Клейнер. Но ни одному, ни другому так и не удалось избраться директором.

«Срок давности по таким вещам давно истек», – недоумевает один из участников скупки акций «Газпрома», попросивший об анонимности. «Однажды компания, где я работал, письменно обратилась в «Газпром» и спросила, имеет ли она право при такой структуре участвовать, и получила ответ, что такая форма [владения] не противоречит закону», – рассказывает бывший сотрудник одного из глобальных банков. По его мнению, в этом случае говорить «о том, что это было нечестно, – лукавство».

Иностранцы в уме

Руководство страны прекрасно знало, что иностранцы владеют больше положенной им официально доли в «Газпроме». И учитывало это при либерализации рынка акций концерна. «Мы знаем, что на внутреннем рынке акции приобретались не только российскими акционерами, но и иностранцами в рамках так называемых серых схем. В этом случае возникнет явный перекос интересов между инвесторами, которые шли юридически безупречным путем, приобретая акции через соответствующие вторичные финансовые инструменты, и теми, которые, используя соответствующие обходные пути, сумели получить акции по откровенно заниженным ценам», – признавал в 2002 г. в интервью «Ведомостям» первый замруководителя администрации президента, председатель совета директоров «Газпрома» Дмитрий Медведев. «Правительство не будет стремиться наказывать за такие схемы, потому что они стали возможными благодаря лазейкам в российском законодательстве, в которых виновато само правительство», – сказал он ранее The New York Times.

Но индульгенция оказалась не вечной. Запрет на прямое владение акциями «Газпрома» иностранными лицами пытались обойти различными способами, признает пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова: «Был ли в данном случае состав преступления (мошенничества или другого), надлежит установить следствию и суду».

Задать вопрос, считает ли отныне МВД все покупки акций «Газпрома» по серым схемам в начале 2000-х гг. образующими состав преступления, не удалось – телефон представителя МВД не отвечал. Однако источник в правоохранительных органах сообщил, что других уголовных дел по торговле акциями «Газпрома» по серым схемам сейчас не расследуется.

Агент влияния

Подобное поведение характерно для ряда инвестиционных фондов, их принято называть инвесторами-активистами. Аналитики Citigroup даже проводили исследование, которое показало, что в течение нескольких недель после объявления о начале кампании инвесторов-активистов доход от роста акций этих компаний на 8% превышал доход от роста рынка в целом.

Но в России активистов не слишком жалуют. В свое время с представителем Hermitage в наблюдательном совете судился Сбербанк.

Очередной в розыске

Браудер будет объявлен в международный розыск по линии Интерпола, также заявил Александров. По словам сотрудника органов прокуратуры, очевидно, что Великобритания не выдаст своего гражданина Браудера, маловероятна и его выдача из других западных стран в связи с резонансом дела Магнитского. «Все операции по приобретению акций «Газпрома» осуществлялись в строгом соответствии с действующим законодательством. Сама процедура проходила оценку комиссией по ценным бумагам, которая подтвердила ее соответствие закону. Обвинения в том, что это каким-то образом наносило вред компании, просто абсурдны», – говорится в заявлении Hermitage Capital. Активность МВД представитель фонда увязывает с попыткой приостановить принятие санкций в отношении российских чиновников в Европе по делу Магнитского.

Представитель «Газпрома» не стал комментировать суть претензий к Браудеру и действия Hermitage, связаться с экс-руководителем ФКЦБ Игорем Костиковым не удалось.