Минюст подготовил законопроект о разграничении открытых и закрытых религиозных собраний

undefined

Минюст подготовил и опубликовал законопроект о порядке согласования религиозных мероприятий и обрядов. Речь идет о поправках в федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях". Предлагается разрешить не согласованные с властями богослужения и другие религиозные обряды только на территории храмов, иных зданий и участков, которые принадлежат религиозным организациям, кладбищ и крематориев и в местах паломничества. Во всех остальных случаях мероприятия предлагается согласовывать.

Для разграничения религиозных собраний и мероприятий в зависимости от места их проведения и характера в законопроекте вводится понятие "публичные религиозные обряды и церемонии". Так, предлагается определить "открытые, доступные для восприятия третьих лиц религиозные обряды и церемонии, включая богослужения, молитвенные и религиозные собрания".

"Публичные религиозные обряды и церемонии вне зданий (помещений), земельных участков и иных мест... проводятся по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций", — говорится в документе.

В декабре 2012 г. Конституционный суд нашел противоречие с Основным законом страны в положениях, которые запрещали верующим проводить публичные религиозные мероприятия без уведомления местных властей. Проверить конституционность пункта 5 статьи 16 федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и пункта 5 статьи 19 закона Республики Татарстан "О свободе совести и о религиозных объединениях" попросил омбудсмен Владимир Лукин. Он считает, что оспариваемые нормы нарушают права граждан, обязывая организаторов публичных богослужений уведомлять местные власти об их проведении, так же как и организаторов митингов, шествий и демонстраций.

КС согласился, что законы не разграничивают мероприятия, которые не представляют опасности для общественного спокойствия, нравственности и здоровья граждан молитвенными собраниями, и мероприятия, которые содержат такую потенциальную опасность, и что это неправильно. Распространение правового режима митингов и демонстраций на любые молитвенные и религиозные собрания, в том числе и на те, проведение которых не потребует от власти принятия мер, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности, противоречит вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам равенства, справедливости и соразмерности. Так, даже закон о митингах отделяет одиночные пикеты, основываясь "на объективной оценке их правовой природы и степени их потенциальной опасности". По мнению КС, точно так же следует и различать массовые религиозные мероприятия и собрания, которые требуют специальных мер от властей, и собрания, которые проводятся в нежилых помещениях и не требуют таких мер.

Как говорится в решении КС, требовать от организаторов религиозных мероприятий уведомлять о них власти "в силу одного лишь факта его проведения вне специально отведенных для этих целей мест" - это, по сути, "представляет собой "необоснованное вмешательство государства в сферу свободы совести и свободы собраний и неправомерное ограничение гарантированных Конституцией свободы вероисповедания и свободы собраний".

В связи с этим законодателям КС предписывает ввести необходимые изменения в законы, чтобы они соответствовали Конституции.