Инвестор Северного дублера Кутузовского проспекта может получать компенсацию за пробки в «Сити»

Структура УК «Лидер», инвестирующая в Северный дублер Кутузовского, рассчитывает на компенсацию за пробки на подъезде к трассе. Мэрия не против, но получить деньги будет непросто
П.Константинова

Северный дублер Кутузовского проспекта - первая концессия московских властей на строительство и эксплуатацию первой платной дороги. В ноябре конкурс выиграла Новая концессионная компания - структура УК «Лидер». По условиям конкурса все расходы на проектирование, строительство и эксплуатацию дороги берет на себя концессионер. Инвестиции он будет окупать за счет платы за проезд. На предквалификационной стадии конкурса были поданы три заявки (также от «ВТБ капитала» и Газпромбанка), но до торгов они не дошли. Большую часть рисков придется нести инвестору, объясняли близкие к банкам источники.

Правительство Москвы выплатит компенсацию инвестору Северного дублера Кутузовского проспекта, если на подъезде к дороге будут частые пробки и компания будет терять доходы от сбора платы за проезд, рассказал руководитель департамента по экономической политике Максим Решетников. Пробкой будет считаться движение со скоростью менее 20 км/ч «на одном километре <...> от въезда в «Сити» до выезда из «Сити», сказал Решетников (цитата по «РИА Новости»). Компенсация будет выплачиваться, если таких пробок будет более 50 за год и трафик на дублере будет ниже расчетного, пояснил он. Скорость должна падать ниже 20 км/ч дважды в сутки на 1,5 часа или один раз на 2,5 часа, и затор должен возникнуть не по вине концессионера. Данная формулировка относится только к пробке на съезде к «Москва-сити» и только к данному контракту, уточняет представитель департамента.

Существенная часть расходов на строительство связана с обеспечением въезда в «Сити» (от последнего примыкания дублера к Кутузовскому проспекту до «Сити»), сказал «Ведомостям» гендиректор «Лидера» Анатолий Гавриленко. «Мы предполагали, что дорога должна быть построена в два этапа, поскольку сомневались, что «Сити» примет поток автомобилей. Но городские власти нас успокоили, обязавшись сделать въезд в «Сити» и выезд из него беспробочным, - рассказывает он. - «Лидер» решил зафиксировать это и предусмотреть компенсацию потерь, если это не будет сделано. Конкретный механизм будет согласован в ближайшее время».

Условиями соглашения предусмотрены как штрафы концессионера, так и доплаты со стороны концедента за особые обстоятельства, говорит один из консультантов мэрии. Например, если выручка концессионера от трафика будет ниже прогнозируемой, то город также может компенсировать разницу. Остальные условия соглашения прорабатываются с инвестором, сказал Решетников.

Экономика внутригородских дорог сильно зависит от планов города по развитию прилегающих к ним территорий, поэтому концессионные соглашения часто предусматривают режим особых обстоятельств, сказал партнер EY Александр Ерофеев. Но условия в соглашении по дублеру сформулированы так, что добиться компенсации будет почти невозможно, говорит человек, близкий к организаторам конкурса: технические специалисты объясняют, что вероятность такого снижения скорости на протяжении такого промежутка времени крайне низка. К тому же концессионер должен будет доказать, что понес убытки именно из-за пробок в «Сити», добавляет он. Город не стал бы принимать на себя такие риски, резюмирует собеседник «Ведомостей».