Каршеринг пытается изменить автоиндустрию

Компании предлагают различные схемы совместного владения автомобилями
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Британскую компанию Orto можно было бы назвать худшей на мировом авторынке — до сих пор она «продала» лишь половину автомобиля BMW. Но, возможно, она быстро осознала и отлично приспособилась к тому, что знали и другие представители отрасли: автомобиль используется примерно лишь 3% времени.

Orto, основанная в декабре 2015 г. энтузиастами Джошом Дарлингом и Жюлем Коупландом, работает по простой модели: компания покупает автомобиль, до четырех клиентов вносят задаток и в течение двух лет ежемесячно платят за его использование до 170 дней. Обычно это дорогие автомобили, например Jaguar F-Type. «Владельцы» могут беспрерывно пользоваться автомобилем до двух недель, а обо всем остальном заботится Orto. «Мы пытаемся полностью изменить способ мышления об автомобилях в нашей культуре», - говорит Дарлинг.

Применение принципа совместного потребления уже заметно в некоторых отраслях, например в такси и туризме. Некоторые специалисты считают, что он может изменить и автоиндустрию. Специалисты IBM Institute for Business Value недавно опросили 16 000 человек, и 25% людей выразили интерес к идее частичного владения транспортным средством. По прогнозам Navigant Research, рынок каршеринга (краткосрочной аренды автомобилей) вырастет с $1,1 млрд в 2015 г. до $6,4 млрд в 2024 г.

Некоторые крупные автопроизводители тоже работают в этом направлении. Гендиректор Ford Марк Филдс на автосалоне в Детройте объявил о запуске экспериментальной программы Credit Link, благодаря которой в Остине, штат Техас, одновременно до шести человек смогут обмениваться автомобилями Ford, в том числе популярными пикапами F150. Похожая схема Unite есть в Стокгольме у Audi. Она позволяет группе людей со специальными Bluetooth-брелками обмениваться любыми автомобилями бренда - от компактной модели A1 до спорткара R8. Кроме того, в октябре Daimler создал каршеринговый клуб Legends для любителей классических автомобилей Mercedes-Benz.

В отличие от некоторых конкурентов Orto предоставляет клиентам быстрые автомобили. Но также компания отличается и от клубов суперкаров, предлагающих людям опробовать много автомобилей за короткий срок. «Как правило, они заботятся о роскошном стиле жизни, а мы – не только об этом», - утверждает Дарлинг.

Orto позволяет клиентам перед заключением 2-летнего договора заранее резервировать некоторые дни пользования автомобилем. В случае происшествий применяется принцип «ты сломал, ты и плати». Но Orto утверждает, что может предложить клиентам гораздо более дешевую страховку, чем компании по прокату автомобилей, потому что в договорах указываются имена водителей. Для примера: на сайте Orto указано, что для покупки спортивной версии Jaguar F-Type необходимо внести задаток в размере 2499 фунтов (около $3600), а затем 24 месяца платить по 379 фунтов ($540). Для сравнения: в Великобритании автомобиль стоит более 50 000 фунтов ($71 000).

У представителей автомобильной отрасли есть серьезные сомнения по поводу того, окажется ли каршеринг таким же прибыльным, как и продажа автомобилей. Но Orto утверждает, что люди проявляют интерес, и планирует постепенно увеличить число предлагаемых моделей в ценовом диапазоне от 40 000 до 100 000 фунтов. «Мы – и надеемся, что и другие [похожие стартапы], – начнем менять отношение и мышление людей и сделаем экономику совместного потребления более популярной», - говорит Дарлинг.

Перевел Алексей Невельский

Читать ещё
Preloader more