Супертанкеры превратились в плавучие хранилища нефти

Супертанкеры превратились в плавучие хранилища нефти. Участники нефтяного рынка и даже банки надеются в будущем продать ее подороже, но сейчас их игра не дает ценам подняться

По последним данным, которые «Ведомостям» предоставил один из крупнейших судовых брокеров – Simpson Spence & Young (SS&Y), сейчас в качестве плавучих нефтехранилищ по всему миру используется 74 супертанкера грузоподъемностью 2 млн баррелей каждый (так называемые VLCC). Правда, 48 из них обслуживают операции компаний, добывающих нефть на шельфе, поясняет директор аналитического отдела SS&Y Марк Дженкинз, но оставшиеся 26 судов – это именно временные хранилища нефти.

Покупка нефти про запас стала особенно популярна в конце прошлого года, когда рухнули цены на саму нефть и на фрахт танкеров. «Люди помнят, что всего лишь летом 2008 г. нефть стоила $150, и придерживают ее в надежде на рост», – объясняет Дженкинз. На рынке сырья сложилась ситуация, когда текущие цены на нефть стали ниже цен фьючерсных поставок (контанго). Например, 31 декабря спотовая цена барреля нефти Brent была $36,17, котировка месячного фьючерса – $45,59, трехмесячного – $51,27. Теоретически, купив нефть по спотовой цене и трехмесячный фьючерс на ее поставку, в конце марта на продаже этой нефти можно было заработать $15,1 с барреля – или $30,2 млн с супертанкера (минус расходы на фрахт, топливо и др.). В 2008 г. фрахт супертанкера обходился в среднем в $87 900 в день, а в марте 2009 г. – всего $34 300 (данные судового брокера RS Platou Oslo).

В основном такой схемой пользуются нефтяные компании и нефтетрейдеры: эксперт SS&Y, в частности, назвал Royal Dutch Shell, Koch и Vitol. Неделю назад агентство Bloomberg со ссылкой на представителей трех судовых брокеров сообщило, что Shell наняла танкер для временного хранения нефти за $37 500–42 500 в день. А третий по объемам торговец российской нефтью – Gunvor в начале апреля зафрахтовал супертанкер за $45 000 в день, сообщил афинский судовой брокер Optima Shipbrokers.

Эта схема остается привлекательной до сих пор. По оценке SS&Y, в апреле для временного хранения нефти были наняты еще 13 судов. 7,6% мирового флота VLCC играют роль нефтебазы, и это самый высокий показатель с начала 1991 г., когда компании держали нефть в 65 супертанкерах из-за войны в Персидском заливе. Совокупный объем нефти на временном хранении в танкерах составит 78 млн баррелей, что почти равно суточному потреблению нефти в мире – 84 млн баррелей.

Дженкинз из SS&Y отмечает, что подобными операциями занимаются и финансовые игроки. В январе за этим был замечен Morgan Stanley. «Даже некоторые хедж-фонды думают о том, чтобы заняться этим», – говорит Эдвард Мейр, аналитик брокерской компании MF Global. Однако спекулянты мешают стабилизации рынка. «Как только цены на рынке физической нефти укрепляются, эту хранящуюся нефть начинают продавать, что снова толкает цены вниз», – говорит Майкл Уиттнер, начальник отдела анализа мирового рынка нефти Societe Generale.