"Аэрофлот" отбирает у дочек свой бренд

«Аэрофлот-Дон» меняет название на «Донавиа». Таким способом «Аэрофлот» снижает свои имиджевые риски, считают эксперты
С.Портер

Работать под новым именем компания начнет с 25 сентября, сообщил вчера гендиректор «Аэрофлот-Дона» Михаил Крицкий. Сотрудничество с «Аэрофлотом» по код-шеринговым соглашениям, продажа билетов на трансферные перевозки, расписание рейсов и тарифная политика не изменятся, отметил он. «Донавиа» останется 100%-ной «дочкой» «Аэрофлота», а смена бренда придаст ей «большую индивидуальность и самостоятельность», объяснил вчера «Аэрофлот». Названия поменяют все дочерние компании, уточнила начальник пресс-службы «Аэрофлота» Ирина Данненберг.

ОАО «Аэрофлот-Дон»

авиаперевозчик. Владелец: ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии». Финансовые показатели (1-е полугодие 2009 г., РСБУ): выручка – 2,54 млрд руб., чистый убыток – 96,42 млн руб.

Впервые о том, чтобы убрать из названия «дочек» бренд «Аэрофлот», в материнской компании заговорили год назад после падения самолета «Аэрофлот-норд» в Пермском крае (тогда погибли все 88 человек). Позже работу «дочек» начал критиковать новый гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев (см. врез).

«Донавиа» – не совсем новое название для ростовской авиакомпании: позывной его бортов был «Донавиа», рассказал Крицкий. Затраты на ребрендинг будут «незначительными»: на судах поменяют только название, цветовая гамма не изменится, говорит он. Как будет проходить рекламная кампания, еще обсуждается, добавил сотрудник пресс-службы «Аэрофлот-Дона». Управляющий директор BrandLab Александр Еременко отмечает, что в названии «дочки» вес бренда «Аэрофлот» составляет 95%, поэтому «Донавиа» должна «в выгодном свете» объяснить клиентам такие перемены. Смена бренда может обойтись компании в $200 000–300 000, на продвижение нового названия достаточно потратить примерно $100 000, использовав экономичные каналы, например сайт компании и direct mail, считает он.

Чистая прибыль «Донавиа» в 2009 г. может быть выше планируемой (100 млн руб. против убытка в 344,916 млн руб. в 2008 г.), полагает Крицкий. «По результатам семи месяцев мы вышли в ноль, а за восемь месяцев уже в прибыли», – отмечает он. Ранее пресс-секретарь «Аэрофлот-Дона» Дмитрий Бакулин говорил, что для оздоровления компании проведена реструктуризация авиапарка (с 2006 г. куплено 10 Boeing 737 – сейчас у компании семь Boeing 737-500, три Boeing 737-400, четыре Ту-154М, четыре Ил-86), оптимизирована маршрутная сеть, расширены чартерные программы. Планы по дальнейшему обновлению парка (до 2014 г. заменить парк на Boeing 737NG, Airbus А320 и Sukhoi SuperJet) остаются в силе, говорит Крицкий.

«Аэрофлот», изменив названия «дочек», пытается снизить свои имиджевые риски и не связывать имя с проблемными активами, считает начальник отдела по связям с общественностью Sky Express Виталий Коренюгин. По его мнению, для «дочек» это негативная новость: узнаваемость бренда «Аэрофлот» в России достигает 36% (данные ВЦИОМ). Еременко не исключает, что «Донавиа» может потерять инвестиционную привлекательность. Есть опасность, что теперь дальнейшая судьба «дочек» будет зависеть только от того, какую прибыль они будут приносить «Аэрофлоту» как акционеру, отмечает Олег Пантелеев из «Авиапорта». В любом случае можно «починить бизнес «дочек» и вернуть их опять под бренд «Аэрофлот», это нормальный сценарий, полагает Еременко.