Auchan запускает магазины без кассиров и продавцов

Французская группа Auchan решила сделать сетевым экспериментальный формат гипермаркетов «Радуга» – без кассиров и почти без продавцов. Следующий магазин появится в Подмосковье
М. Стулов

По итогам года работы экспериментальных магазинов «Радуга», открытых Auchan в 2009 г. в Пензе и Калуге, ритейлер решил создать сеть этих магазинов в разных регионах наравне с традиционными форматами «Ашан» и «Ашан-сити», рассказал «Ведомостям» директор российского офиса Auchan Жан-Пьер Жермен. Сейчас Auchan ищет площадку под «Радугу» в Московской области, магазин откроется в 2011 г., добавил он.

ООО «Ашан»

управляет 43 гипермаркетами. Совладельцы – Groupe Auchan (100%). финансовые показатели (2009 г., РСБУ): выручка – 158,4 млрд руб., чистая прибыль – 4,5 млрд руб.

«Радуга» – это формат высокотехнологичных магазинов, разработанный российским Auchan специально для локального рынка, аналогов за границей у него нет, говорил ранее Жермен. «Радугу» отличает от «Ашанов» меньшая площадь – 5000 кв. м против 10 000–15 000 кв. м и ассортимент – 10 000 наименований товара по сравнению с 45 000 в «Ашане».

Кассы в «Радуге» заменяют линия сканировщиков (20 терминалов определяют вес и стоимость товара, выдают чек) и терминалы оплаты. Сотрудники «Радуги» «поливалентны», говорит представитель Auchan Мария Курносова: они могут работать как в зоне сканирования, так и в торговом зале или на приемке товара. За счет такой многофункциональности команда магазина сокращена до 165 человек против 600–700 сотрудников в обычном «Ашане». Еще в «Радуге» есть особое оборудование – например, для экономии энергии вместо отдельных холодильников свежие продукты хранятся в одном помещении – холодной комнате, где на каждую полку поступает воздух необходимой температуры: +2 градуса для молока и +10 – для фруктов.

Auchan стремился добиться от «Радуги» такой же эффективности, как от гипермаркетов «Ашан», утверждает источник в компании. «Мы удовлетворены уровнем рентабельности этого проекта», – сказал вчера «Ведомостям» Жермен. Цифры он не называет, но, по оценкам «ВТБ капитала», гипермаркеты «Ашан» в 2009 г. были самыми эффективными на рынке – продажи на 1 кв. м в них составляли 449 000 руб. в год против 308 000 руб. у ближайшего конкурента по этому показателю – сети «Седьмой континент». При этом инвестиции в «Радугу» ниже, чем в полноформатные гипермаркеты «Ашан»: экспериментальный магазин обходится ей примерно в 3 млн евро – как городской «Ашан-сити».

Auchan планирует открывать «Радуги» прежде всего в городах с населением 300  000–700 000 человек, где не нужны полноценные гипермаркеты. Это разумное решение: выйти на рынок Московского региона сложно из-за дефицита современных торговых площадей и высокой конкуренции, считает руководитель проектов консалтинговой группы «НЭО центр» Алексей Шумкин. Новые технологии могут стать весомым конкурентным преимуществом, полагает исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский.