Статья опубликована в № 3094 от 03.05.2012 под заголовком: В Лондон по-русски

Российские бренды отправляются покорять Лондон

Десятки тысяч богатых россиян, осевших в Лондоне, притягивают в этот город и бизнесменов из России. Сначала в британской столице начали открываться рестораны «с российскими корнями», а теперь – бутики

Британский Офис национальной статистики в июне 2011 г. оценивал численность выходцев из России в Великобритании в 39 000 человек. Численность русскоязычной общины в одном только Лондоне – 145 000 человек, а по всей Великобритании – больше 167 000, такова оценка самой русскоязычной общины Великобритании (данные за 2009 г.). Данные неофициальной статистики гораздо выше. Марк Холлингсуорт и Стюарт Ленсл, авторы книги «Лондонград, или «Из России с деньгами», утверждают: только в Лондоне проживает 300 000 русских. Начало русского бума в Лондоне часто связывают с покупкой миллиардером Романом Абрамовичем футбольного клуба «Челси» в 2003 г., напоминает президент консалтинговой компании «Контакт-эксперт» Григорий Трусов.

Ставка на игры

Bosco di Ciliegi – генеральный партнер «Сочи-2014» – решила воспользоваться приближающейся Олимпиадой (стартует 27 июля) и в конце марта открыла в Лондоне бутик. Он разместился в торговом центре Westfield Stratford City, расположенном рядом с комплексом Olympic Park, где будут проходить Олимпийские игры, сообщала Financial Times. Владелец компании Михаил Куснирович рассчитывает на ежегодный рост продаж в регионе в 20%, пишет Bloomberg. В Лондоне, отметил Куснирович, есть большая русская община и он хочет использовать Олимпийские игры в Лондоне, чтобы сделать марку более известной в мире. Второй магазин – Bosco Sport Куснирович планирует открыть в центре Лондона.

Идея открыть бизнес в Лондоне есть и у Льва Хасиса и Евгения Бернштама. Их Столичная торговая компания, управляющая сетью элитных супермаркетов «Глобус гурме» (всего в России их семь), еще пять лет назад анонсировала открытие магазина в Лондоне. Проект, рассказывает гендиректор Столичной торговой компании Андрей Яковлев, было решено отложить из-за кризиса, «но идея осталась». «Пока смущает другая система бизнеса, отличное от российского законодательство, система работы с поставщиками и потребительские привычки. Это все сперва нужно изучить», – говорит Яковлев.

Пенный пионер

Пионером среди российских брендов, отправившихся покорять Лондон, можно считать пиво «Балтика». Компания начала экспорт в Великобританию в 2003 г., дистрибутором стала Scottish & Newcastle (она уже тогда была совладельцем «Балтики», а в 2008 г. «Балтика» перешла под контроль Carlsberg. – «Ведомости»), рассказывает Екатерина Левкова, управляющий «Балтики» по продажам в страны дальнего зарубежья. Пиво продавалось в местных пабах, за пол-литровую бутылку просили $6–7 – на 15% дороже местных сортов пива, таких как Kilkenny или Guinness, и позиционировалось оно в ультрапремиальном сегменте. «Идите и пробуйте, если сможете его найти. И будете одними из самых крутых парней в городе», – призывал рекламный буклет. Тогда же «Балтика» стала развивать сеть собственных пабов в Великобритании. Первый паб был открыт в Глазго под вывеской Stavka с партнером – компанией CPL Entertainment, инвестиции составили около $3 млн, но в 2008 г. проект свернули.

Сейчас «Балтика» продается в Tesco, Sainsbury’s, а также пабах Wetherspoon. Доля экспорта «Балтики» в Великобританию с начала поставок и по сей день, по словам Левковой, не изменилась и составляет около 1% от всех продаж в сегменте «дальнее зарубежье «Балтики» (сам сегмент занимает около 20% от всего экспорта, доля экспорта в обороте «Балтики» – около 5%). Позиционирование «Балтики» как премиального пива сохранено, говорит Левкова.

Борщ и лобстер

Самым успешным русским бизнесом, который смог прижиться в Лондоне, стали рестораны. «Ресторан, кухня – первое, что станет популярно за рубежом, – говорит Трусов. – Барьер для входа низок: особых технологий привносить не нужно, главное – креатив». Если раньше небольшие заведения открывались лишь эмигрантами, то теперь сюда пришел большой бизнес, рассказывает эксперт: рестораны в Лондоне открывают владельцы успешных проектов в России. «Рентабельность в Лондоне чуть лучше, чем в Москве, но сильно не отличается», – считает Трусов. «Если сравнивать оборот равновеликих ресторанов в Москве и Лондоне, то больший оборот у последнего, средний чек там выше», – поясняет Юрий Гиверц, совладелец ресторана Scandinavia. С другой стороны, трудозатраты в Лондоне выше, продолжает он, хотя сырье и аренда сопоставимы.

Активнее всех в Лондоне открывает свои заведения ресторатор Михаил Зельман: у него в Лондоне уже три стейк-хауса «Гудман» (в Москве 11). «Первый «Гудман» мы открыли на Мэддокс-стрит в 2008 г., после проект появился в Сити (в 2010 г.) и в районе Кэнэри-Уорф (в 2011 г.)», – рассказывает Александр Крылов, генеральный директор УК «Арпиком». Средний чек в лондонском «Гудмане» – около 55 фунтов на человека, т. е. примерно 2600 руб. (в Москве – 1500–2000 руб.). Но самое интересное, делится Крылов, что в Лондоне больше пьют. В основном это красное вино, преимущественно Нового Света, по цене около 50 фунтов за бутылку (в московском «Гудмане» средняя цена бутылки вина – 2500 руб., а минимальная – 925 руб.).

Лондон так понравился Зельману, что в декабре 2011 г. в районе Мейфэйр он открыл свой четвертый ресторан – Burger & Lobster. «Сегодня Лондон – столица Европы, место, где начинаются тренды. Именно тут Burger & Lobster мы хотим как следует испытать и укрепить. Нам нужен год на испытания, а потом сможем принять решение об открытии в Москве», – говорит Крылов. Интерьер нового ресторана – это смесь старого английского бара и американского бургер-кафе. «Мы хотели напомнить лондонской публике о том, какими рестораны и кафе были когда-то давно – настоящими искренними заведениями, в которых подавали всего несколько блюд, – делится Крылов, – когда в ресторан ходили на самое лучшее блюдо. Мы выбрали бургер и лобстер». Средний чек – 30–35 фунтов.

Самым противоречивым «русским» лондонским проектом стал ресторан Аркадия Новикова. Открывшийся в ноябре 2011 г. Novikov располагается на Беркли-стрит, в Мейфэйр, рассказывает представитель «Группы компаний Аркадия Новикова». Пространство ресторана поделено на три зала: азиатской, итальянской кухни и лаунж-бара, всего около 400 посадочных мест. Русская кухня присутствует, но лишь несколькими блюдами, добавляет собеседник «Ведомостей». Ресторатора Лондон привлек тем, что там живет его семья и учатся дети, объясняет собеседник. «Проект очень успешный, гости резервируют столики за две недели», – говорит он. Проект рассчитан и на лондонцев, и на русских (соотношение гостей 50 на 50). Средний чек в Novikov – 40–60 фунтов стерлингов. Лондон принял Novikov не сразу. После открытия заведения британская The Guardian опубликовала рецензию на Novikov. Ресторанный критик Джей Райнер разгромил ресторатора, написав: «Мы заказываем рагу из кролика, паппарделле и печень теленка с маслом и шалфеем. Моя спутница говорит: «Это вкус дешевой китайской кухни». Она права». Критик также обратил внимание на разницу цены блюд в меню и в счете. «И что самое удручающее, он заполнен, набит до отказа и гудит загорелыми, депилированными, накачанными ботоксом посетителями. И вот мой вам совет. Не ходите к Новикову», – заключал эксперт. «Рецензия никак не повлияла на бизнес. После выхода заметки количество гостей только удвоилось, сейчас приходит порядка 500–1000 человек в сутки», – утверждает представитель Новикова. Рентабельность проекта он обсуждать отказался.

Потренировавшись в Нью-Йорке, в апреле в лондонском районе Найтсбридж открыл свой проект «Мари Vanna» ресторанный холдинг Ginza Project. «Об этом нас сильно попросили наши друзья, – делится представитель Ginza. – Многие скучают по настоящей русской кухне и атмосфере». Сейчас ресторан работает в тестовом режиме, продолжает он, официальное открытие через месяц. Принципиальных отличий от российской «Мари Vanna» не будет. Стоимость проекта Ginza не раскрывает. Источник, близкий к компании, оценивает инвестиции в проект не менее чем в 3 млн фунтов, а окупаемость – 3–4 года. Целевая аудитория – живущие в Лондоне русские и жители Туманного Альбиона, которым может приглянуться русская кухня. «Для иностранцев русская кухня – это своего рода fun, развлечение. Например, в «Мари Vanna» в Нью Йорке часто можно встретить звезд Голливуда и политики. Например, семья Клинтон отмечала там день рождения дочери», – говорит представитель Ginza.

Активно ищет помещение под ресторан «Пушкинъ» в Лондоне и Андрей Деллос (рестораны уже работают в Париже и Нью-Йорке). «Помещение должно находиться на центральной улице и быть готовым вместить до 160 посадочных мест», – рассказывает Александр Зайцев, управляющий ресторанным домом Деллоса. Основу кухни составляют блюда традиционно русской кухни: борщ, котлеты Пожарского, салат оливье. Но всегда присутствует и национальная изюминка. Инвестиции и рентабельность проектов не раскрывается.

Только для своих

Русские бренды пока не будут слишком успешны в Лондоне, считает Дмитрий Гуржий – создатель бренда Gourji (ювелирные изделия, запонки, аксессуары из кожи). «Мы предлагали товары Gourji в разные магазины Лондона, в 2010–2011 гг. Gourji продавался в бутиках Brown’s, но на английскую публику бизнес не пошел. Думаю, что русский продукт по большому счету никому, кроме самих русских, пока не интересен», – говорит он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать