Импортеров семги и форели заподозрили в сговоре

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заподозрила крупнейших импортеров норвежской семги и форели в картельном сговоре

В создании картеля заподозрены Русская рыбная компания (входит в группу «Русское море» Максима Воробьева и Геннадия Тимченко), «ИТА Северная компания» и «СК ритейл» (входят в группу «Северная компания»), а также «Атлант-пасифик», сообщила в пятницу ФАС о возбуждении дела.

Служба начала проверку весной, после того как в конце 2011 г. Рыбный союз, объединяющий больше 20 импортеров и переработчиков морепродуктов, обратился к Россельхознадзору, ФАС и другим участникам рынка с открытым письмом, обвинив крупных игроков в попытке «монополизировать поставки рыбной продукции из Норвегии и Вьетнама». «<...> навязывается система, при которой у одного норвежского экспортера существовал бы только один российский импортер», – говорилось в заявлении Рыбного союза. Тогда представители Рыбной ассоциации (в нее входят компании, заподозренные в сговоре) соглашались, что ведут переговоры «по установлению долгосрочных отношений с поставщиками» для того, чтобы планировать объемы производства и закупки.

В итоге ФАС пришла к выводу, что Русская рыбная компания, «Атлант-пасифик» и «Северная компания» распределили между собой норвежских поставщиков рыбы и заключали с ними соглашения о стратегическом партнерстве. Норвежские производители на пять лет теряли право поставлять рыбу в Россию кому-то, кроме «эксклюзивных уполномоченных партнеров», уточнил начальник управления ФАС Александр Кинёв.

«Русское море», «Атлант-пасифик» и Северная компания еще не получили документы от ФАС, говорят их представители. «ЗАО «ИТА Северная компания» и ЗАО «СК ритейл» не имеют валютных счетов, не закупают рыбу и не занимаются импортом, и потому непонятно, как они могут участвовать в картельном сговоре», – удивляется гендиректор Северной компании и вице-президент Рыбной ассоциации Виталий Корнев. С выводами ФАС не согласен и гендиректор «Атлант-пасифик» Денис Саврасов: «На наши предприятия продукцию поставляют несколько десятков норвежских производителей. Концентрации долей, манипуляции ценами нет. Нет ни одного эксклюзивного контракта. Компания всегда покупает рыбу наряду с другими участниками рынка на рыночных условиях».

Представитель «Русского моря» от комментариев отказался до получения документов от ФАС. Но источник в группе заметил, что Русская рыбная компания работает примерно с 10 из 22 норвежских предприятий, причем эксклюзивные контракты, или «соглашения о стратегическом партнерстве», есть только с половиной.

Создание картеля грозит штрафом в 1–15% от оборота компании на конкретном рынке, говорит Николай Вознесенский из Goltsblat BLP. По данным Рыбного союза, в 2011 г. было ввезено 113000 т лосося на $500 млн, из них 95000 т – охлажденной рыбы. Один из вариантов – предписание от ФАС об устранении нарушений, замечает Вознесенский. Но если будут доказаны картель и вина конкретных физических лиц, то при крупном ущербе (от 1 млн руб.) либо крупном доходе (от 5 млн руб.) возможна и уголовная ответственность, предупреждает он.