России не хватит своего бензина

В январе Россия может начать импорт бензина и дизеля. С Нового года будет запрещена продажа топлива стандарта ниже «Евро-3». Нефтяным компаниям, не подготовившимся к давно объявленной реформе, придется восполнять дефицит за счет поставок из-за рубежа
Д.Гришкин/ Ведомости

Ранее представители Федеральной антимонопольной службы (ФАС) говорили о целесообразности переноса на полгода запрета на использование в России топлива низких экологических классов из-за того, что нефтяники не успевают модернизировать НПЗ. Как рассказал «Ведомостям» замглавы ведомства Анатолий Голомолзин, несколько компаний (в том числе «Роснефть» и «Сургутнефтегаз») просили продлить сроки модернизации заводов «на год или даже на три». Но это не повод переносить сроки перехода на «Евро-3», говорит Голомолзин.

С января в России будет запрещена продажа бензина и дизтоплива стандарта ниже «Евро-3». Реформа переносилась уже дважды (см.врез). Но на сей раз чиновники не намерены отступать от графика, сказал «Ведомостям» замминистра энергетики Павел Федоров. Иначе нарушается концепция постепенного планового улучшения качества моторного топлива в стране, объясняет он. Чиновник признал, что не все нефтяные компании подготовились к переходу на «Евро-3». Имен он не назвал. Но из оборота будет выведено не более 1 млн т автобензина, говорит Федоров.

Выпадающие объемы топлива нефтяные компании обязались поставить из-за рубежа. Сейчас идут переговоры о поставке в 2013 г. 2 млн т из Белоруссии, добавляет Федоров.

Вице-премьер – куратор ТЭКа Аркадий Дворкович поддерживает Минэнерго, сообщили «Ведомостям» в его секретариате.

Представители ТНК-ВР, «Лукойла» и «Газпром нефти» говорят, что их компании просили правительство перенести сроки модернизации НПЗ, но не сам переход на «Евро-3». «Лукойл» и «Башнефть» уже производят топливо стандартов «Евро-4» и «Евро-5». Со следующего года к ним присоединится «Газпром нефть», сказали представители компаний. Их коллега из «Роснефти» признал, что госкомпания выступает за продление на некоторое время оборота «Евро-2». Представитель «Сургутнефтегаза» на запрос «Ведомостей» не ответил.

Дефицит в 1 млн т топлива не очень существенен, указывает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Ведь в России потребляется около 70 млн т в год.

Заместитель гендиректора компании-трейдера «Алгоритм. Топливный интегратор» Виктор Костюков считает, что найти за рубежом топливо будет нетрудно. Ведь у нас оптовые цены выше. Если не удастся договориться с Белоруссией, топливо можно покупать с литовского НПЗ Mazeikiu nafta.

Не возникнет и проблем у нефтяников, говорит глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. Ведь запрещается продажа, а не производство топлива «Евро-2». Компании, не успевшие модернизировать НПЗ, смогут отправлять бензин и дизель на экспорт. За пределами России их перерабатывают в более высококачественное топливо, отмечает Аркуша.