Минкомсвязи предложило вернуть рекламу табака и алкоголя в печатные СМИ

Ее запрет в свое время лишил отрасль десятков миллиардов рублей

Минкомсвязи предлагает вернуть газетам и журналам право размещать рекламу алкоголя, заявил вчера замминистра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин на конгрессе Национальной ассоциации телерадиовещателей. Нужно рассмотреть вопрос о возможности возвращения в печатные СМИ такой рекламы, подтвердил он эту позицию в разговоре с «Ведомостями»: это поможет избежать катастрофического падения рынка печатных СМИ и поддержит их. Никаких законопроектов, снимающих ограничения на рекламу алкоголя, министерство пока не разработало, добавил Волин: «Мы ждем взвешенного предложения от медиакорпораций и профильных организаций, но готовы его рассмотреть и помочь в разработке поправок».

Министерство изучает и идею возвращения в СМИ рекламы табачных изделий, но относится к ней настороженно, говорит Волин. Не уверен он и в том, что стоит разрешать рекламу алкоголя на ТВ - разве что слабоалкогольных напитков и российских вин. Но в печатные СМИ можно вернуть рекламу и слабоалкогольных, и крепких напитков, считает чиновник.

Выступить с законодательными предложениями готова Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР), говорит ее президент Алексей Ковылов: «Мы начали консультации со смежными отраслями и партнерами». Предложения будут взвешенными, учитывающими мнения всех сторон, обещает Ковылов: например, на ТВ нужно строго регулировать время и характер передач, где рекламируется алкоголь, а в детских программах и СМИ такой рекламы быть вообще не должно.

Комитет по информационной политике Госдумы готов рассмотреть идею отмены запрета на рекламу алкоголя и табака и считает возможным сделать послабления для печатных СМИ, сказал «Ведомостям» его председатель Леонид Левин. «Медийная отрасль сильно зарегулирована, ей нужны послабления для того, чтобы повысить рекламные доходы, особенно это касается печатных СМИ», - говорит депутат. Подписка на печатные СМИ падает, количество киосков сокращается, а реклама алкоголя может помочь им компенсировать возникающие потери, считает он.

«Мы будем внимательно изучать тот законопроект, который поступит в Госдуму, - предупреждает зампред думского комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский. - Если там будут предложения, провоцирующие население потреблять больше алкоголя и табака, мы их не поддержим». Для СМИ и так сделаны послабления, обращает он внимание: им разрешено размещать рекламу пива во время спортивных передач, подготовлен законопроект, разрешающий рекламировать российские вина.

Минздрав будет исходить из того, что запрет рекламы табака и алкоголя является эффективным средством уменьшения потребления этих продуктов, а значит, и связанных с ними болезней, сказал «Ведомостям» представитель министерства.

В 2008 г. государство взялось за регулирование рынка рекламы алкоголя, следуя программе по снижению алкоголизации нации. Постепенно была запрещена наружная реклама алкоголя, а также его реклама во всех СМИ и интернете. В 2013 г. была ограничена и реклама табака в печатных СМИ. Правда, летом этого года законодатели внесли небольшие корректировки в закон о рекламе. Запретив любую рекламу на платных телевизионных каналах, они разрешили рекламу пива в местах проведения спортивных соревнований, в печатных изданиях и на ТВ.

По прогнозам АКАР, рынок рекламы в 2014 г. вырастет всего на 1,2% из-за кризиса в медиаотрасли и нестабильной российской макроэкономики. После введения запрета на рекламу алкоголя и табака рекламная отрасль потеряла десятки миллиардов рублей. «На падающем рекламном рынке такие послабления хорошо скажутся на медиаотрасли - если и не остановят падение рынка, то поддержат его участников», - верит Ковылов.

Из-за законодательных ограничений за семь лет отрасль потеряла более 50 млрд руб., говорил ранее вице-президент АКАР Сергей Пискарев со ссылкой на данные Vi.

Производитель водки «Синергия» мог бы ежегодно выделять на рекламу «сотни миллионов рублей», говорит председатель правления и совладелец этой компании Александр Мечетин. Разрешение рекламы на телевидении и радио, по его мнению, способствует консолидации рынка: «Сильные компании, которые могут позволить себе большие рекламные бюджеты, будут вытеснять мелкие».

Запрет рекламы алкоголя усложнял запуск новых брендов на этом рынке; сейчас Efes Rus использует все законные каналы для их продвижения, говорит ее представитель Наталия Родионова.

Табачные компании призывают в случае разрешения рекламы табака ограничивать доступ к ней несовершеннолетним. «Безусловно, реклама табачной продукции должна быть ограничена. Однако, на наш взгляд, законодательные ограничения должны оставлять возможность донесения информации о продукции совершеннолетним потребителям», - говорит представитель «Филип Моррис сэйлз энд маркетинг» Ирина Жукова.

После запрета рекламы алкоголя и табака печатные СМИ потеряли 15% доходов, напоминает президент и совладелец Hearst Shkulev Media Виктор Шкулев. Если реклама алкоголя вернется в прежних масштабах, то СМИ могут существенно нарастить доходы, констатирует он. У разных СМИ прирост может составить 25-30%, рассчитывает главный редактор газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев. Выиграют как газеты, где размещалась преимущественно реклама водки и пива, так и глянец, где рекламировались дорогие сигареты и элитный алкоголь, говорит он.