Минтранс ограничивает допуск пустых вагонов на железную дорогу

Это увеличит доходы РЖД, полагают эксперты и грузоотправители
Минтранс предлагает ужесточить требования к передвижению порожних вагонов/ А. Гордеев/ Ведомости

Минтранс разработал проект правил допуска на линии порожнего состава (копия есть у «Ведомостей»). По нему РЖД может не принимать вагоны оператора, если нет заявки на загрузку этого вагона и есть дефицит пропускной способности сети. Кроме того, число находящихся на сети порожних вагонов одного владельца ограничивается количеством, необходимым для погрузки на 10 дней. Действующие правила ограничивают передвижение порожних вагонов только заявкой на их загрузку. Представитель Минтранса на вопросы не ответил, его коллега из РЖД от комментариев отказался.

Минтранс ограничил передвижение порожних вагонов в октябре 2011 г. Срок действия этого приказа истекает 31 декабря 2015 г. Новая версия приказа министерства сейчас рассматривается в Совете потребителей при РЖД. Сотрудник одной из компаний-грузоотправителей называет пункт, предусматривающий отказ принимать порожний вагон из-за ограничения пропускной способности, «субъективным». Нет точной информации о пропускных способностях того или иного участка пути, отмечает он. Норма на количество вагонов для одного оператора может создать сложности небольшим операторам – они не смогут в течение 10 дней, если понадобится, привлекать вагоны сверх нормы, добавляет другой сотрудник компании-оператора.

Ужесточение правил приема порожних вагонов увеличит доходы РЖД на 4–6 млрд руб. в год, подсчитал гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. А операторы, наоборот, будут вынуждены дополнительно платить за работы по перемещению своих вагонов и их простой, добавляет эксперт.

Минтранс ограничивает передвижение порожних вагонов, чтобы бороться с пробками на железной дороге. По мнению Бурмистрова, сейчас острая необходимость регулировать число порожних вагонов на подъездных путях к станциям, чтобы избегать пробок, отпала: снизилась погрузка (с января по июнь – на 1,8% до 588,9 млн т, а по итогам 2014 г. – на 0,8% до 1,22 млрд т) и, как следствие, выросла скорость движения поездов. В 2011 г. она была 247 км/сутки, а в 2014 г. выросла почти на треть – до 325 км/сутки.