Государство хочет следить за свежестью продуктов через систему «ЭРА-Глонасс»

Чаще всего при транспортировке страдает качество рыбы, свежих овощей и фруктов
Нарушение температурного режима при доставке – одна из главных причин, почему на московском рынке рыба не лучшего качества / Андрей Гордеев/ Ведомости

Министерство транспорта разработало дорожную карту по контролю за температурным режимом при транспортировке продуктов питания, подлежащих ветеринарному контролю и требующих особых условий перевозки. Об этом рассказали два человека, знакомых с ходом обсуждения вопроса. «Ведомости» ознакомились с проектом дорожной карты, достоверность документа подтвердил федеральный чиновник.

К продуктам, требующим особого температурного режима перевозки, относятся не прошедшее консервацию мясо, рыба, овощи, фрукты и др. Минтранс предлагает внести изменения в закон, обязав компании, занимающиеся перевозками продуктов водным, железнодорожным, автомобильным транспортом, включая хранение и перевалку, подтверждать температурный режим перевозки при помощи автоматизированной информационной системы «ЭРА-Глонасс». Сейчас она должна быть установлена на автобусах, грузовиках с опасными грузами и мусоровозах, а также на любом новом транспорте.

Ситуации, когда продукция доезжает с нарушением температурного режима, встречаются сплошь и рядом, говорит заместитель руководителя Россельхознадзора Николай Власов. Поэтому выходом стал бы контроль по спутниковой связи температуры на всем пути следования продукции, считает он, доступ к информации получили бы как надзорный орган, так и получатель грузов – в итоге оператору станут невыгодны нарушения. Для использования «ЭРА-Глонасс» с целью контроля температуры достаточно подключить к ней датчик температуры, указывает член экспертного совета при правительстве Андрей Ионин.

Наиболее актуален вопрос сохранения температурного режима при перевозке рыбы, отмечают два человека, знакомых с ходом разработки проекта. Такой мониторинг необходим рыбной отрасли, согласен президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Герман Зверев. По техническому регламенту температура рыбы на станции прибытия не должна превышать минус 18 градусов, в противном случае продукцию нужно направить на дозаморозку. Сейчас примерно треть всей отправляемой по железной дороге рыбы перевозится в так называемых вагонах-термосах, которые не оборудованы генераторами для поддержания постоянной температуры, говорит Зверев. Зачастую, пока рыба доедет до Москвы, температурный режим нарушается, страдает качество продукции и ее внешний вид, что, по его мнению, один из факторов сокращения потребления рыбы в стране. Нововведение позволит улучшить качество рыбы, доезжающей до московского рынка, где самое большое потребление, и увеличить спрос на продукцию, надеется Зверев.

Магазины тоже теряют часть прибыли из-за нарушения температурного режима перевозки: фрукты и овощи, которые везут с нарушениями, теряют товарный вид, их срок нахождения на полке снижается, добавляет человек, знающий о проблеме от нескольких ритейлеров. У одной из компаний, по его словам, ущерб составил 3 млрд руб. в год – для этой сети это огромные деньги.

Случаи, когда на распределительный центр или в магазин поступает некачественный товар – испорченный, с признаками гнили, нетоварного вида и др., – возникают, признает представитель «Ленты». Это влечет за собой как дополнительные затраты, так и репутационные риски, указывает он. Если товар поступает с нарушениями, то распределительный центр ритейлера его возвращает поставщику, говорит директор по логистике ГК «Дикси» Денис Гуров. Так, по его словам, «Дикси» в 2017 г. не приняла на распределительный центр от поставщиков овощей и фруктов около 13% продукции из-за несоответствия спецификациям.

При этом крупные ритейлеры сами тщательно следят за соблюдением температурных режимов поступающей к ним продукции. У X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») и собственный, и наемный автопарк оборудован системой оперативного мониторинга перевозки, заверил представитель ритейлера. Для «Ленты», по словам ее представителя, наличие системы мониторинга температуры на транспорте также обязательное условие для поставщиков пищевой продукции. Данные о температурных режимах в процессе транспортировки считываются из специального терморегистратора и сохраняются в виде термограмм для контроля отклонений от заданных температурных режимов, отмечает представитель Metro; при несоответствии температуры транспортировки поставки продукции отклоняются.

Заместитель руководителя исполкома Национальной мясной ассоциации Максим Синельников, напротив, считает предлагаемое дополнительное регулирование избыточным: оно приведет к необоснованным дополнительным издержкам для бизнеса. Представитель крупнейшего производителя мяса – агрохолдинга «Мираторг» также уверен: в инициативе нет необходимости – каждая компания должна решать сама, какое оборудование использовать. У «Мираторга» собственный парк спецтранспорта, что гарантирует соблюдение температурного режима, подчеркивает он.

Затраты, которые потребуются на оснащение системой мониторинга «ЭРА-Глонасс» с датчиком температуры, еще не подсчитывались, говорит представитель компании – оператора «Глонасс». По мнению Синельникова, участники рынка могут использовать «ЭРА-Глонасс» как механизм контроля по договоренности с перевозчиками, а надзорным органам стоит повысить эффективность контроля и надзора за соблюдением технических регламентов.

Представители Минтранса и Минсельхоза лишь подтвердили, что вопрос прорабатывается, отказавшись от других комментариев.

В подготовке статьи принимала участие Наталья Ищенко